Почему алтайские крестьяне так инертны в вопросах страхования урожая? Ведь опасность понести серьезные убытки или совсем не получить урожай из-за погодных катаклизмов очень высока. В Сибири в зоне рискованного земледелия расположено от 70 до 90 процентов пашни. Тем не менее страхование рисков в сельском хозяйстве остается на низком уровне.
Об этом на проходившей в Белокурихе II международной конференции "Агрострахование-2008: практика и международный опыт" говорили представители минсельхоза РФ, с такой оценкой соглашались страховые компании и представители регионов. По данным Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства минсельхоза России, в 2008 году в стране было застраховано лишь 25 процентов посевов яровых культур. В Алтайском крае эта проблема стоит еще более остро. Страховые компании не скрывают, что страхование сельскохозяйственных рисков - не самая сильная их сторона.
Действующие на территории края компании получили в свой адрес изрядную порцию довольно жесткой критики со стороны региональных властей. В особенности это касалось "больших возможностей" страховщиков отказать клиентам в возмещении материального урона, нанесенного непогодой. Вице-губернатор Алтайского края, начальник главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин, высказал недовольство тем, что "надежда на выполнение страховыми компаниями своих обязательств мала". Кроме того, по данным Щетинина, в секторе АПК нередко работают фирмы, не обладающие финансовой устойчивостью и не имеющие опыта агрострахования.
Камнем преткновения участники конференции назвали саму "классику" страхования. По классическому варианту при заключении договора с СК сельхозпроизводитель должен оплатить взнос в размере 100 процентов. По мнению начальника главного управления сельского хозяйства края Александра Чеботаева, сегодня это совершенно нереально. По его расчетам, за каждый гектар посевов хозяйство должно выложить страховщику в среднем 300 рублей. Арифметика проста: чтобы застраховать небольшое поле в 1000 гектаров, сельхозпредприятию (или фермеру) нужно иметь в кармане "лишние" 300 тысяч. Лишние - потому что страховой случай наступает далеко не каждый год, а оплачивать страховку придется ежегодно. И, как уже было сказано, получить возмещение по ней совсем не просто.
- Таких денег у сельхозпроизводителей просто нет, - пояснил корреспонденту "РГ" Александр Чеботаев. - Хозяйства сегодня не так сильны, чтобы соглашаться на "классику". К тому же страховые компании настаивают на том, чтобы застрахован был весь массив целиком, тогда как сельхозпредприятие хотело бы ограничиться защитой только тех культур, которые, по их опыту, наиболее подвержены риску.
В общем, "классика" на Алтае не прижилась. Распространение получил другой принцип страхования - "схемный". Действовать "по схеме" - значит рассчитывать на федеральные субсидии. Понесло хозяйство убытки от ненастья - пиши заявку, обосновывай. Подсчитывать убытки до копейки при этом спешить не стоит. Государство выделит компенсацию не из расчета суммы материального урона, а основываясь на среднестатистической урожайности за предыдущие пять лет. Из федерального бюджета компенсируется 40 процентов, еще 10 - из регионального. Остальное попадает в графу "чистые убытки".
Свежий пример. На компенсацию потерь от засухи, поразившей в этом году 18 районов края, из федерального бюджета поступило чуть больше 600 миллионов, из краевого - 153 миллиона. Тогда как общие потери, по предварительным подсчетам, составляют около трех миллиардов рублей.
Эксперты сомневаются, что агрострахование начнет активно развиваться на Алтае уже со следующего года. Сотрудничеству могут помешать мировой финансовый кризис и отсутствие у сельхозпроизводителей оборотных средств.
Ситуацию несколько смягчает то, что государство с каждым годом выделяет все большие объемы субсидий на компенсацию полеводам производственных потерь. Судите сами: в 2002 году сельхозпроизводители получили 200 миллионов рублей, в 2008 - 3,4 миллиарда, на следующий год запланировано 5,5 миллиарда. Президент Национального союза агростраховщиков, член Совфеда РФ Иннокентий Егоров считает, что благосостояние села во многом зависит от того, насколько грамотно и эффективно будут израсходованы средства господдержки.
В то же время систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой специалисты признают не до конца продуманной. Беря во внимание мировой кризис, НСА выступил за скорейшее принятие государственной концепции и законопроекта развития агрострахования.
На конференцию в Белокуриху были приглашены коллеги-страховщики из Испании, Франции и стран ближнего зарубежья. Особенно ценным был признан испанский опыт. Директор государственного учреждения по сельскохозяйственному страхованию министерства окружающей среды, сельского хозяйства и морских ресурсов Испании Фернандо Бургас и президент объединения частных страховщиков "Агросегуро" Антонио Фернандес рассказали о том, чего достигло это европейское государство на ниве агрострахования. Как оказалось, российские страховщики только об этом и мечтают. А именно о модели, когда государство поддерживает сельхозпроизводителей не напрямую, а через страховые компании, субсидируя их деятельность по страхованию рисков в аграрном секторе. Принцип частно-государственного партнерства испанцы считают наиболее предпочтительным. Зная, что государство оплатит, допустим, половину стоимости страхового полиса, - российские аграрии, по мнению экспертов, станут активнее страховать урожай по классической схеме. По крайней мере, такие надежды питают как страховщики, так и представители АПК.
Виктор Щербаков, директор ФГУ "Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства" минсельхоза РФ:
- За предыдущие 10 лет потери урожая в стране оценены более чем в 300 миллиардов рублей. На период до 2012 года государственная поддержка системы агрострахования составит 31,6 миллиарда рублей. Это огромная сумма.
Мы нацелены на то, чтобы страхование сельскохозяйственных рисков осуществлялось по классическому варианту. Сегодня не все компании готовы работать на этом рынке, так как еще не определены правила игры, нет до конца отработанной нормативной базы. Действующий механизм господдержки имеет существенные недостатки, сдерживающие развитие агрострахования. Надо учитывать и низкую платежеспособность сельхозпроизводителей, и отсутствие у них свободных оборотных средств. Субсидии же носят компенсационный характер и предоставляются только два раза в год после оплаты страхового взноса в размере 100 процентов, что, учитывая состояние большинства сельхозпредприятий, особенно сложно осуществить в период подготовки и проведения сезонных работ. Высокие затраты на страхование и отсутствие разнообразных страховых программ, в том числе недорогих, делает агрострахование недоступным для большого числа сельхозпредприятий. Сегодня разработано пять таких программ, готовится шестая. Проблема заключается еще и в том, что в стране до сих пор отсутствует система независимой оценки ущерба и порядка урегулирования убытков по договорам страхования сельхозпредприятий, обеспеченных государственной поддержкой. Есть компании, которые злоупотребляют доверием и отсутствием должного контроля со стороны государства при определении суммы ущерба. В 2009 году агентство планирует создать в своей структуре независимую экспертизу.