28.10.2008 02:55
    Поделиться

    После ЧП на борту авиалайнера рейса Адлер-Москва некоторые аэропорты предложили ввести медосмотр пассажиров

    После попытки угона самолета некоторые аэропорты предложили ввести медосмотр пассажиров

    Чрезвычайное происшествие на борту авиалайнера, следовавшего рейсом Адлер - Москва, вызвало сомнения в безопасности перелетов, теперь уже не только с технической стороны.

    Напомним, утром минувшей пятницы 33-летнего жителя Сочи выписали из психбольницы, после обеда он сел в самолет, который пообещал взорвать. "Террориста" удалось обезвредить еще в воздухе, а после посадки его задержали сотрудники ФСБ. В отношении Олега Васяновича возбуждено уголовное дело по статье 211 УК РФ (угон воздушного судна). Но, скорее всего, от наказания его освободят ввиду душевного нездоровья и вновь отправят на лечение.

    Через 15 минут после взлета стюардессу подозвал один из пассажиров. По словам бортпроводницы, на коленях у него лежал какой-то предмет. Мужчина вручил ей записку: "Я террорист-смертник. Посадка в Австрии. Иначе взорву самолет". Командир экипажа тут же оповестил наземные службы. Выяснилось, что шесть лет назад Васянович в порыве гнева зарубил топором свою мать. Суд признал его невменяемым и направил на принудительное лечение. Недавно в его больничной карте проявилась запись "не опасен для общества". Выйдя из больницы, Олег снял деньги со своего пенсионного счета, купил билет и отправился в Москву к родственникам.

    Проанализировав информацию, наземные службы приняли решение: требований захватчика не выполнять, и дали команду экипажу лететь прежним курсом. Васяновича уверили, что самолет повернул на Вену, поэтому всю оставшуюся дорогу он вел себя тихо. А во "Внуково" на борт зашли спецназовцы и надели на Олега наручники. Никакого оружия у него не нашли.

    Инцидент в небе над Кубанью показал, что бывает, когда на свободу выходит нездоровый человек. Кто проглядел это - медики, суд, социальные службы?

    - Этот случай сейчас тщательно анализируется специалистами, - пояснил заместитель главного врача краевой психиатрической больницы Юрий Ворона. - На принудительном лечении сочинец находился с 2003 года. Сначала два года провел в Орловской спецбольнице с интенсивным наблюдением. Когда состояние улучшилось, администрация лечебного учреждения вышла с ходатайством в суд - изменить режим. Его перевели в Абинскую психиатрическую больницу. Затем опять-таки решением суда ему было рекомендовано продолжить лечение в больнице общего типа. Год он провел в Сочинской психиатрической больнице, по словам коллег, вел себя адекватно, выглядел абсолютно нормальным.

    Социальные работники обследовали квартиру, где он раньше проживал вместе с матерью, договорились о переводе на амбулаторное лечение, суд согласился, изменив меру пресечения. Сейчас трудно судить, что спровоцировало обострение недуга. Возможно, пришел в пустую квартиру, вспомнил, что здесь произошло, и решил лететь к единственному родному человеку - маминой сестре.

    Московские родственники Васяновича заявили журналистам: о визите ничего не знали, может быть, он летел "их убивать". По горячим следам прозвучало предложение ввести в практику психологические тесты и медосмотры пассажиров перед посадкой на борт самолета. Однако специалисты его категорически отвергли. По статистике, каждый четвертый человек в мире страдает тем или иным психическим расстройством. Число официально зарегистрированных душевнобольных постоянно растет: в 1991 году на учете в крае состояло 125 тысяч человек, а сейчас - 185 тысяч. Общество стоит перед дилеммой: дать душевнобольным людям шанс на выздоровление внутри социума или обезопасить и оградить себя от них?

    - В данном случае, наверное, лучшим выходом было бы направление его в специальное общежитие для психохроников, - считает Юрий Ворона. - Но туда огромная очередь. Наверное, хотели понаблюдать за ним, надеялись на адекватное поведение. Ведь и социальные работники были предупреждены, и наши сотрудники готовы к амбулаторному лечению. Никто не ожидал, что дело так может обернуться.

    В последнее время наметилась тенденция к снижению количества преступлений, совершаемых психически больными: в 2006 году в крае 200 фигурантов уголовных дел были признаны невменяемыми, а в прошлом году - 180.

    Но это - слабое утешение. Ибо, по статистике, лишь четверть больных, в отношении которых применялись принудительные меры медицинского характера, не совершали общественно-опасного деяния в течение трех или более лет после прекращения лечения. Специалисты считают: если проводить профилактику на уровне общей диспансеризации населения, начиная со школы, можно предупредить большое количество преступлений, совершаемых психически больными.
     

    Поделиться