Последний самолет из Архангельска в Амдерму вылетит на этой неделе. Затем прямые вылеты из областного центра прекратятся до февраля.
Повторение пройденного
Лишь раз в две недели в поселок будет вылетать самолет Ан-2 нарьян-марской авиакомпании. Еще одна "ниточка связи" - вертолетные рейсы, которые могут быть организованы, например, по инициативе местной администрации. Руководство поселка не исключает, что зимой люди могут столкнуться с дефицитом продуктов, перебоями в доставке пенсий, зарплат.
То есть повторится ситуация прошлого года, когда Росавиация запретила полеты в Амдерму из-за их небезопасности. Поселок едва не остался перед Новым годом без продуктов питания и новогодних подарков для детей, и ситуацию спасло Нарьян-Марское авиапредприятие, организовавшее вертолетные рейсы в поселок. А другого вида транспорта, который связал бы поселок с большой землей, нет.
Аэродром преткновения
Проблема - в состоянии светосигнального оборудования на местном аэродроме. Сейчас там действует светосистема "Луч-2М", которая не сертифицирована для посадки гражданских судов. На приобретение и установку новой требуется 25 миллионов рублей. Но выделить деньги ни из местного, ни из окружного бюджетов нельзя. Это было бы нецелевым расходованием казенных средств, так как взлетно-посадочная полоса находится в ведении Министерства обороны РФ.
Военные не базируются на аэродроме и не используют его с 1994 года. До этого аэродром предназначался для совместного использования, то есть выполнения как гражданских, так и военных рейсов. В настоящее время он не включен в перечень таких аэропортов, но имущество не передано ни региону, ни обслуживающему предприятию - аэропорту.
В июне этого года заполярный поселок посетил главнокомандующий шестой армией Владимир Свиридов. Он заверил, что аэродром нужен военным как запасной и отдавать его никому не собираются. Военные обещали заняться ремонтом в кратчайшие сроки. Но хозяин имущества не спешит вкладываться в реконструкцию оборудования: "все глухо, информации от военного ведомства нет", - говорят в местной администрации и аэропорту.
Полярную ночь продержаться
Жители поселка со страхом ждут зимы. Люди боятся, что будут перебои с продуктами питания, и уже начинают запасаться предметами первой необходимости, консервами, мукой и лекарствами. Опасаясь, что поселок будет практически отрезанным от большой земли в течение всей полярной зимы, жители собираются в очереди у торговых точек.
На полках магазинов Амдермы - в основном продукты длительного срока хранения. Скоропортящиеся товары - например, молочную продукцию - будут привозить раз в две недели из Нарьян-Мара. Архангельская авиакомпания приостанавливает рейсы до февраля, сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе авиаперевозчика.
Продукты, привезенные из столицы округа, будут дороже, чем доставленные из Архангельска. Ведь и в Нарьян-Мар их завозят. Расклад примерно такой: на каждый килограмм продукции наценка за перевозку - свыше ста рублей. В итоге картофель, например, стоит не 30, а 130 рублей за килограмм.
Тревогу по поводу зимнего существования заполярного поселка местные власти бьют давно. К решению проблемы подключились администрация округа, депутаты Госдумы от НАО. Глава администрации Амдермы Маргарита Лазорева обращалась и к властям Архангельской области с просьбой о содействии. Однако даже совместные усилия не приносят результата. К слову, военное ведомство в течение уже нескольких недель не отвечает и на запрос "РГ".
Как сообщили "РГ" в администрации Амдермы, в течение трех с лишним месяцев полеты в поселок будут осуществляться в светлое время суток. В условиях полярной ночи это очень короткий промежуток времени. Люди надеются также, что с наступлением морозной погоды можно будет получить связь с Воркутой по зимнику. Но ждать этого долго: пока в Заполярье нет стойких заморозков.
Илья Михальчук, глава администрации Архангельской области:
- Аналогичная ситуация сложилась и в ряде районов Поморья, где взлетно-посадочные полосы и оборудование находится в ведении министерства обороны, и область не может профинансировать их ремонт. От имени обладминистрации неоднократно направлялись запросы в адрес военного ведомства, в том числе и по ситуации в Амдерме. Однако ответа не последовало.
Регион готов вкладывать средства в ремонт аэропортового хозяйства, ведь от этого зависит и безопасность полетов, и качество жизни людей в отдаленных поселениях. Что касается соблюдения интересов военных, то даже если аэродромы перейдут в ведение области, возможно их двойное использование - для посадки как военных, так и гражданских судов.