Воплощение в жизнь комплексного проекта модернизации региональной системы образования проходит в жестком режиме.
Пожалуй, ни одному чиновнику не задают такое количество вопросов, которые звучат со всех сторон в адрес министра образования Саратовской области Михаила Горемыко. Свою лепту внесли и мы, пригласив его на "Деловой завтрак" в Приволжское представительство "РГ" в Саратове.
Российская газета: Михаил Владимирович, вы согласны с тем, что реформирование образования, о котором говорили все последние годы, стало реальностью для Саратовской области лишь после того, как регион победил в конкурсе и присоединился к 30 регионам страны, внедряющим комплексные проекты модернизации?
Михаил Горемыко: В данном случае ключевой принцип проекта - федеральные деньги в обмен на обязательства региона - сработал очень четко. Чтобы получить средства на оснащение школ, область взяла на себя обязательства повысить зарплату работников образования. Новая система оплаты труда потребовала, в свою очередь, более эффективного распределения средств в отрасли. Если раньше учебные учреждения получали деньги из областного бюджета "по требованию", то теперь мы переходим на систему подушевого финансирования, когда рубль идет за учеником. Это вызвало реорганизацию образовательных учреждений, заставило пересмотреть отношение к наполняемости классов.
Тот факт, что рост средней заработной платы по новой системе оплаты труда связан прежде всего с выплатой надбавок стимулирующего характера, заставил выработать новые критерии оценки труда учителя. Участие в проекте потребовало изменения подходов к аттестации педагогов и так далее. Такая вот "цепная реакция", диктующая изменения буквально по всем направлениям образовательного процесса. И она действительно связана с реализацией проекта, к которому мы приступили в этом году.
РГ: Финансирование проекта модернизации из федерального бюджета рассчитано на два года. А что будет потом? Об этом беспокоятся многие учителя.
Горемыко: Региональный закон о новой системе оплаты труда работников образования, принятый депутатами облдумы, делает этот процесс необратимым. Федеральные средства (а на реализацию проекта ежегодно поступает не менее 320 миллионов рублей) дают толчок для развития, но они не сопоставимы с расходами областного бюджета. Только на повышение заработной платы работников образования в 2009 году запланировано выделить три миллиарда рублей. Представленный на последнем заседании облдумы проект бюджета подтвердил, что развитие системы образования - долгосрочный приоритет правительства области. На образование предусмотрено более 16 миллиардов рублей, что на 30 процентов больше бюджета этого года.
РГ: А не будут ли эти цифры корректироваться в связи с экономическим кризисом?
Горемыко: Надеюсь, что нет, особенно если учесть, какие неотложные задачи перед нами стоят, сколько школ требуют капитального ремонта и сколько детских садов необходимо вернуть в действующую сеть.
РГ: На одном из недавних совещаний вы признались, что не можете дать стопроцентной гарантии по поводу безопасности школьных зданий. А есть ли вообще у власти цельное представление о том, в каком состоянии находятся школы?
Горемыко: Представление есть, но за один год нельзя сделать то, что не делалось в течение двадцати лет. Ведь на ремонт школ десятилетиями не выделялось средств. В этом году на эти цели мы впервые получили сумму в 180 миллионов рублей. В следующем будет в два раза больше. Последние две недели специалисты нашего министерства вместе с профессионалами-строителями занимаются визуальным осмотром первоочередных 100 объектов.
Если выяснится, что безопасность зданий школ не гарантирована (а многим из них более ста лет, другие построены хозспособом), будем подключать специальные службы для проведения инструментального обследования, после чего они дадут официальное заключение, представляют ли эти школы реальную опасность.
РГ: Тогда сразу задаю вам вопрос, поступивший к нам в редакцию от родителей школьников из села Долина Федоровского района, чьи дети из-за обрушения школы, случившегося еще в апреле, вынуждены учиться в палатах амбулатории. Они спрашивают, когда, наконец, будет отремонтирована их школа.
Горемыко: Переживания родителей из Долины понятны. В этом году нам не смогли выделить дополнительные средства на восстановление школы, так как не было проектно-сметной документации. В настоящий момент местная администрация провела конкурс по выбору организации на выполнение проектных работ. На них выделено полтора миллиона рублей. Документация будет готова к декабрю, тогда же мы определимся с суммой, необходимой на реконструкцию школы, строительные работы начнутся в 2009 году.
РГ: Вернемся к вопросам наших читателей, связанным с новой системой оплаты труда работников образования. Кстати, почему десять муниципальных районов области провели расчет сентябрьской заработной платы без учета стимулирующих выплат учителям?
Горемыко: Мы работаем в проекте, и подчас наши действия опережают изменение нормативной базы. Это неизбежно. Сегодня очень многое зависит от муниципальной власти. Те районы, которые не успели принять соответствующее положение, провели расчет зарплаты без стимулирующих надбавок. Некоторые приняли решение о начислении таких надбавок раз в квартал. Но тогда в чем ее стимулирующий смысл?
Ситуация с реализацией проекта в разных районах области неодинаковая. Отсюда и разброс в учительских зарплатах: в одних районах средняя зарплата учителя выросла до 15 тысяч рублей, в других - лишь до девяти. Многим трудно привыкать к мысли: если в школе небольшое количество учеников, то и доходы будут соответствующие. Все-таки трудозатраты учителя в классе, где есть два ученика, и в том, где учатся 15, разные.
На сегодняшний день, если, например, Балаковский, Балашовский, Энгельсский районы отрабатывают каждый этап программы, то Аткарский, Балтайский, Ровенский лично у меня как у министра вызывают беспокойство. Это происходит потому, что до сих пор мы работали в системе административного управления. На местах привыкли, что всегда есть решение сверху. А сегодня "сверху" есть только нормативное поле, в рамках которого все мы должны работать, и рекомендации со стороны министерства образования.
Решения о реорганизации школ, их закрытии или слиянии (а без процесса оптимизации нам не обойтись) могут приниматься только конкретным образовательным учреждением, сельским сходом или муниципальным собранием.
Сама идея проекта - создать первоначальную нормативную базу, которая позволит запустить процесс самоорганизации в системе образования изнутри. Установить для всех единые пути развития сегодня просто нереально.
РГ: Единых критериев нет и при расчете стимулирующих выплат, которые должны составлять 30 процентов зарплаты учителя. Многие ведь посчитали, что надо соответствовать всем критериям, предложенным министерством в качестве рекомендаций.
Горемыко: Прежде всего само образовательное учреждение принимает решение - за какие виды деятельности учителя оно будет платить. Например, в сельских школах не готовят к олимпиадам, но зато участвуют в сельхозработах. В каждой школе должно быть свое положение о стимулирующих надбавках, как и своя образовательная программа.
Кстати, хочу напомнить, что стимулирующая часть зарплаты будет зависеть и от результатов аттестации учителей, которая будет проводиться по-новому, и от результатов ЕГЭ их учеников.
РГ: В чем же заключаются эти новшества? Пока большинство педагогов о них не знают.
Горемыко: Действительно, проект положения об аттестации только поступил в регионы для обсуждения. Утвержденный документ мы из министерства образования и науки РФ получим только в следующем году. Поэтому сами пытаемся переходить к новым формам.
Мы отказались от принятого в прошлом году "вахтового метода" аттестации, когда экспертная комиссия за короткое время пыталась проанализировать и оценить результативность деятельности педагога. В основу оценки качества положена прежде всего динамика учебных достижений учащихся и учителей. Мы предлагаем накопительную систему сбора значимых данных (портфолио), которая учитывает все составляющие профессиональной квалификации.
При такой системе отпадает необходимость в процедурах экзаменов, тестирования по предмету, которые многие учителя оценивают как унизительные, а юристы - как не вполне легитимные. Предполагается, что в будущем будут базовая, первая и высшая категории. Причем, если сейчас разница в категориях незначительная, то по новой схеме высшая категория будет оплачиваться на порядок больше, чем базовая. Не думаю, что учителей с высшей категорией будет так же много, как сейчас (сегодня они составляют 25 процентов).
РГ: До последнего времени родители и учителя жаловались, что нет никакой информации, как будет проводиться ЕГЭ в этом году.
Горемыко: Мы уже пять лет в регионе проводим аттестацию в форме ЕГЭ, и обычно только в октябре получаем всю необходимую информацию после того, как пройдет коллегия министерства образования и науки РФ. Могу сказать, что в 2009 году ЕГЭ будет проводиться по 13 предметам. Русский язык и математика будут обязательными для всех, остальные предметы сдаются по выбору в форме ЕГЭ или как обычный экзамен.
Если выпускник получит двойку по одному обязательному предмету, у него будет шанс пересдать в текущем году. Если же он умудрится заработать две неудовлетворительные оценки, то вместо аттестата ему выдается справка об окончании школы и предоставляется право повторно пройти итоговую аттестацию в следующем году.
Надеюсь, эти "новшества" заставят собраться и учеников, и учителей, которым я желаю только успехов!