Финансовые учреждения не имеют права требовать от клиентов при выдаче кредитов обязательного страхования жизни или имущества. Между тем рядовые получатели заемных сумм сплошь и рядом сталкиваются с условием: сначала страховка, потом деньги.
- Моя жизнь застрахована по добровольному полису страхования на полтора миллиона рублей, - рассказала вологжанка Арина Махова. - Однако, когда я оформляла в магазине кредит на покупку микроволновой печи, работающие в магазине представители банка выдали мне его лишь при условии, что я подпишу договор, в котором отдельным пунктом стояло условие страхования жизни. И соответственно дополнительная сумма - больше 150 рублей. Мой полис добровольного страхования, выданной Российской страховой компанией они не приняли во внимание. Девушка объяснила, что это - обязательное условие банка, и в противном случае кредит мне не выдадут.
К сведению потребителей: банки не имеют права требовать от клиентов при выдаче любых, даже долгосрочных кредитов обязательного страхования жизни или имущества. Такое право дал Высший арбитражный суд России в январе 2008 года, когда коллегия из трех судей ВАС признала правоту управления Роспотребнадзора, предъявившего претензии к Амурскому ипотечному агентству. Оно навязывало обязательную страховку своим клиентам: заемщик обязан был застраховать свою жизнь и трудоспособность при получении ипотечного кредита, хотя эти требования не предусмотрены законом "Об ипотеке". В итоге ипотечное агентство было оштрафовано на 10 тысяч рублей.
Однако многие банки, которые работают на рынке ипотечного, автомобильного, потребительского и товарного кредитования, не берут во внимание это решение.
- Это прямое нарушение антимонопольного законодательства, - считает заместитель начальника управления ФАС по Вологодской области Вячеслав Хлевчук. - При наличии полиса страхования жизни в любой компании при получении кредита в магазине банк обязан принять его во внимание. Если вы попали в ситуацию, когда вам навязывают услугу, - обращайтесь с жалобой в управление ФАС.
Сами страховщики, особенно крупные игроки страхового рынка, тоже возмущены сложившейся ситуацией.
- Банки не имеют права при выдаче кредита заставлять страховать жизнь второй, третий и четвертый раз, - заявил недавно в Вологде представитель головного офиса крупной страховой компании Владимир Нечепа. - Мы предлагаем несколько вариантов наиболее удобных страховок для наших клиентов и выполняем свои условия, а подобные инциденты, когда банки заставляют страховаться в "своих" компаниях, ставят всю страховую культуру в России под большой вопрос.
- Я считаю, что это просто грабеж, - говорит заместитель руководителя вологодского филиала крупной страховой компании Любовь Мезина. - В России действует закон, запрещающий обогащение за счет страховых компаний. Он призван бороться с очень распространенной формой мошенничества, когда одновременно страхуют жизнь или имущество в разных страховых компаниях и при наступлении страхового случая получают страховое возмещение. Ведь у страховщиков до сих пор нет единой базы. Обязательства, которые навязывают банки, сводят борьбу с мошенниками на нет. Возможным случаем, когда банк настаивает на страховании жизни, может быть лишь тот, если сумма страховки не покрывает расходов банка в случае наступления страхового случая.
Сами банкиры придерживаются точки зрения, что, обязывая клиента страховаться, они пекутся в первую очередь о нем самом и об интересах его родственников.
Сергей Артюшичев, управляющий череповецким филиалом российского банка:
- Далеко не у всех банков имеются "свои" страховые компании. Солидные банки предлагают выбор страховых компаний клиентам, желающим получить ипотечный кредит. При этом обязательным условием банк ставит страхование титула, приобретаемого имущества и жизни. Заемщик получает невысокий процент по кредиту, а банк - уверенность, что не потерпит убытков в случае наступления страхового случая. Если заемщик отказывается от страховки, мы можем предложить ему воспользоваться потребительским кредитом на приобретение жилья, где процентная ставка уже существенно выше. Если жизнь заемщика уже застрахована, но не в пользу банка, а в пользу, допустим, родственников, происходит так, что до вступления в права наследства проходит полгода. Все это время банк начисляет проценты. А платить некому. Поэтому мы считаем, что поступаем правильно, указывая обязательным пунктом договора страхование в пользу банка и, таким образом, страхуем родственников заемщика от проблем.