Финансовый кризис заставляет пересмотреть планы экспансии крупных продовольственных торговых сетей в регионы. Ожидается, что основной прирост магазинов будет происходить только за счет магазинов-дискаунтеров, а доля супермаркетов премиум-класса, наоборот, резко сократится. Основная причина этого в нехватке ликвидности. Ритейлерам для развития компании необходимы банковские кредиты, которые в сложившейся ситуации получить будет непросто.
Аналитики считают, что сокращение планов по развитию гипермаркетов выглядит разумной мерой, поскольку данный формат требует высоких капвложений, и при всем при том имеет долгосрочную окупаемость. Как правило, в среднем окупаемость таких торговых площадей составляет около пяти лет.
Еще одними тревожными последствиями кризиса эксперты называют снижение товарооборота между поставщиками и ритейлерами. Проблемы уже начались у части торговых сетей, как у региональных, так и московских. Продавцы задерживают сроки погашения платежей, что не устраивает поставщиков.
По мнению экспертов, сильнее всего от финансового кризиса могут пострадают компании, развивающие формат гипермаркета, за ними последуют операторы сетей супермаркетов, а компании, управляющие дискаунтерами, практически не ощутят на себе последствий кризиса.
Дискаунтерами называются магазины с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, достаточно низкими ценами. Управление таким магазином направлено на снижение издержек за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижения количества персонала, ограничения ассортимента.
В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение партий товара из одного магазина в другой, где есть больший спрос на данный товар. Таким образом достигается экономия на складских помещениях.
Первые магазины низких цен появились в Германии в середине 1950-х годов в условиях относительной экономической стабильности и минимальной инфляции. Сегодня на подобные магазины приходится более 40 процентов общего товарооборота, при этом рентабельность торговой площади в таких торговых точках в десятки раз выше, чем у традиционных супермаркетов.
Согласно исследованию потребительских предпочтений, проведенному ACNielsen летом 2008 года, 35 процентов москвичей делают покупки в супермаркетах, 20 процентов - в гипермаркетах, а в дискаунтеры ходят порядка 30 процентов жителей столицы. В Санкт-Петербурге 40 процентов жителей предпочитают супермаркеты, столько же - гипермаркеты. И лишь 15 процентов посещают дискаунтеры. Во время кризиса эти показатели могут серьезно измениться в пользу дешевых магазинов.