Скандалы прошедшего курортного сезона, когда тысячи любителей отдыха за рубежом вместо оного испытали нерво трепку, серьезно подорвали доверие к отечественным фирмам - туроператорам и турагентствам. Виной тому банкротство одной из крупнейших компаний.
Уже сейчас ясно, что предусмотренных действующих законом 10 миллионов рублей недостаточно для возмещения ущерба всем пострадавшим. Как быть?
Два депутата Госдумы нашли простое решение. Один предложил поднять планку до 100 миллионов, другой - до 150 миллионов рублей. Вполне серьезно они настроены внести столь весомую поправку в федеральный закон об основах туристской деятельности. В то же время в Госдуме ждет своего часа законопроект о малом и среднем бизнесе. Для микропредприятий предусмотрели потолок в 60 миллионов, малых - до 400, средних - до одного миллиарда рублей.
Изъять из оборота предлагаемые резервы не по силам ни одному из этих видов турбизнеса, особенно в регионах. Рынок сузился до монстров, наиболее уязвимых для кризисных явлений. Как отмечалось на недавнем заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, чем крупнее компания, тем сильнее зависимость от банковских кредитов, тем беззастенчивей к обслуживанию текущих расходов привлекаются средства от будущих обязательств. У такой пирамиды наиболее вероятен шанс рано или поздно обрушиться.
Угрозу, оставляя в стороне малый бизнес, даже средним фирмам поняли и в Федеральной антимонопольной службе. Там нашли не столь простой, но реально эффективный способ защиты путешествующих и сохранения всей палитры турбизнеса на конкурентном поле. ФАС заявил, что расчет реальной ответственности перед потребителями в соответствии с заключенными договорами отсутствует. А без этого не представляется возможным определить, будет ли предлагаемый размер финансового обеспечения в 150 миллионов рублей достаточным (либо избыточным) при наступлении страхового случая для конкретного туроператора. В записке ФАС говорится: "...Размер финансового обеспечения туроператора, реализующего туристический продукт на сумму 10 миллионов рублей в год, не может быть равен финансовому обеспечению туроператора, реализующего туристический продукт на сумму 100 миллионов рублей. Необходимо дифференцировать суммы финансового обеспечения ответственности туроператоров пропорционально реальному объему обязательств по заключенным ими договорам о реализации турпродукта. Размер финансового обеспечения должен гарантировать потребителю туристской услуги полное возмещение ущерба при наступлении страхового случая вне зависимости от того, оказывается ли туристическая услуга в сфере внутреннего и/или международного туризма. В связи с этим размер финансового обеспечения для указанных видов туристической услуги не должен иметь существенных различий. Сведение финансовой гарантии к одной сумме для всех туроператоров, на наш взгляд, приводит к следующим последствиям:
для крупных компаний:
- ответственность по договорам покрывается лишь частично, потребителю не гарантировано получение полного возмещения ущерба;
для средних компаний:
- обязанность обеспечивать страхование ответственности, которой компания не имеет в силу (сравнительно с крупной компанией) небольшого количества заключенных договоров;
- средние компании будут вынуждены уйти с рынка в связи с невозможностью обеспечения непропорционально высокой по отношению к заключенным договорам финансовой гарантии.
В случае ухода с рынка туристических услуг среднего бизнеса возрастет уровень концентрации. В условиях снижения конкуренции неизбежно увеличение цены турпродукта".