На сценах Малого театра, Et Сetera и Центра им. Вс. Мейерхольда покажут восемь спектаклей Санкт-Петербургского Малого драматического.
Легендарные "Братья и сестры", "Бесы", "Дядя Ваня", "Жизнь и судьба" - эти постановки Льва Додина знакомы нам не просто по названиям - выучены наизусть публикой буквально по мизансценам. И тем не менее все билеты (от 250 до 6500 рублей) были распроданы фактически за две недели с момента объявления о гастролях, и теперь их организаторы - фестиваль "Золотая маска" - вынуждены возвращать людей к временам тотального дефицита и констатировать: "У нас их нет..."
- Мы каждый год с новыми спектаклями бываем в Москве, - рассказывал накануне художественный руководитель МДТ, режиссер Лев Додин. - А теперь нам удалось вот так собраться почти на месяц и показать, как театр живет повседневно. И в наши дни, когда нет-нет да и пытаются репертуарному театру незаметно вырыть сначала могилу поменьше, потом побольше и доказать, что это вещь уже обреченная, мне кажется, очень важно показать, как живет именно репертуарный театр в репертуаре и в развитии во времени, как растут его артисты, как молодые превращаются в мастеров. Мне всегда трудно к этой мысли привыкнуть, потому что когда находишься рядом, то не замечаешь, какие метаморфозы происходят, а потом вдруг какой-нибудь старый кадр увидишь: ой, боже мой, он был таким молодым, а казалось, что он совсем не изменился...
Мы долго думали о репертуаре этих больших гастролей. Решались, сомневались, возвращали какие-то названия, хотели показать их еще раз. И все-таки мы рискнули - наряду со спектаклями "Братья и сестры", "Дядя Ваня", "Жизнь и судьба" мы привозим совсем новые постановки - "Варшавскую мелодию" и "Бесплодные усилия любви", которые никогда не были в Москве и которые родились совсем недавно.
Мы покажем "Бесов" и "Молли Суини" - спектакль, который только однажды давно играли в Москве. И наконец, если мы со всем этим грузом поднимемся в воздух и доживем до конца этих трех с половиной недель, то решимся родить на глазах московских зрителей премьеру спектакля "Долгое путешествие в ночь". Как вы знаете, эта пьеса Юджина О, Нила для четырех действующих лиц. Обычно считается, что там одна главная героиня, и дальше - по убывающей. Но мне кажется, что, как и во всякой великой пьесе, там все четыре роли абсолютно главные. Не мне судить, но у нас неплохая компания возникла - играют Татьяна Шестакова, Игорь Иванов, Петр Семак и Сергей Курышев. Мы работали урывками два года. Потому что мне все время надо еще обслуживать и остальную часть труппы - а она довольно большая. Еще в позапрошлом сезоне мы провели первый цикл репетиций. Нам удалось организовать путешествие в Нью-Лондон (Коннектикут, США. - Прим. ред.) и провести неделю в доме, где происходит действие пьесы, - в коттедже "Монте-Кристо". Нам просто дали его в наше распоряжение на неделю, на круглые сутки. В пьесе очень важно чувство семьи, которое разрушается, но, чтобы было что разрушать, надо, чтобы сначала была семья. Мне кажется, эта поездка многое нам дала и нас соединила... Потом довольно интенсивно работали в этом сезоне. Легенда о том, что мы всегда очень долго репетируем, хороша именно как легенда. Надо иногда репетировать долго, но надо иногда что-то делать и более концентрированно, чтобы не терять форму. Вообще артисты не должны привыкать заранее, что сегодня дело начинается и кончится только через три года. Должны всегда думать: а черт его знает, вдруг заставят послезавтра играть...