В Перми прошли обсуждения перспектив реформирования региональной системы образования. Власти согласились с созданием исследовательского университета. В качестве приоритетного направления им предложили двигателестроение.
Несмотря на поступающие предложения о развитии того или иного исследовательского направления, власти региона до конца еще не определились, по какому типу выгоднее реформировать систему образования в Прикамье. На выбор сейчас предлагаются две модели. Одна - создание крупного университета, подобного американским вузам. Для этого в одно учреждение объединяют несколько учебных заведений, которые работают на общей технической базе.
Вторая модель - организация исследовательских вузов. Поддержку в данном случае сможет получить только одно из научных направлений, в него будут вкладывать силы и средства.
В ближайшие месяцы минобразования РФ собирается объявить конкурс на создание и развитие исследовательских университетов. Из более трех тысяч вузов в стране создадут 50 подобных учреждений. Какие направления будут предлагать для развития, еще неизвестно, но "у пермских вузов есть хорошие шансы войти в число национальных исследовательских университетов", считает советник министра образования и науки РФ Андрей Волков.
Пермские компании предлагают сделать ставку на развитие двигателестроения в регионе. "Нам нужны новые кадры, которые мы будем готовить уже сейчас. Здесь у Пермского края есть свои неоспоримые преимущества", - сказал генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром" Андрей Реус. По мнению ученых, если в Прикамье сделают ставку на создание исследовательского вуза, то регион вступит в серьезную конкурентную борьбу с другими претендентами на развитие этого направления. "Двигателестроение - это традиционная для региона тематика, но в стране есть еще 3-4 вуза, которые столь же серьезно занимаются этими вопросами", - считает проректор по учебной работе ПГУ Игорь Макарихин.
Вообще, немногие вузы страны ведут сейчас исследовательскую деятельность. Например, Пермская фармакадемия занимается научными исследованиями в области синтеза биологических веществ, разработкой лекарственных средств и изучением сырья. Подобных фармакадемий в стране только три. В общем рейтинге фармацевтических и медицинских вузов местная академия занимает 26-30 места из порядка ста учреждений. При этом проректор по учебной работе академии Ирина Алексеева отметила, что число желающих обучаться в вузе снижается с каждым годом. По ее мнению, это связано лишь с "демографической ямой". Рождаемость в тот период была значительно ниже.
В то же время в Прикамье, кроме исследовательских направлений, начинают появляться зачатки "большого вуза". Как писала РГ, краевые власти уже объявили о разработке концепции университетского городка. Предполагается, что в общую систему войдут три вуза - Пермский государственный университет, Пермский государственный технический университет и фармакадемия. Вузы юридически не будут объединены в один крупный, а лишь смогут пользоваться общей инфраструктурой - аудиториями, больницами и общежитиями.
Научное сообщество Перми к идее создания объединения университетов в регионе относится критически. В качестве примера профессора приводят опыт работы по федеральной инновационной образовательной программе. Проект длился в течение двух лет. В прошлом году он завершился в ПГУ, а этот год станет итоговым для ПГТУ. Оба университета получили средства на покупку оборудования, развитие инфраструктуры и повышение квалификации ученых. "У нас появилось хорошее оборудование, но работать на нем некому", - отметил Игорь Макарихин. Зарплата научных сотрудников осталась на прежнем уровне. "Не может ученый получать три тысячи рублей", - сетует Макарихин. В случае объединения вузов Перми в один ситуация сильно не изменится, считают ученые. Деньги по этому проекту выделаются на оборудование и развитие инфраструктуры.
Олег Чиркунов, губернатор Пермского края:
- Пермский край как крупный центр двигателестроения в России может использовать свое преимущество в конкуренции с другими регионами в сфере образования. Развитие системы высшего образования является одним из приоритетов региона. Мы должны решить, как создать на базе имеющихся вузов такую школу, куда люди будут ехать учиться со всей страны.