Мурманская область может потерять одну из самых крупных в мире популяций лосося

Мурманская область может потерять одну из самых крупных в мире популяций лосося. Незаконный промысел красной рыбы для многих северян сегодня стал основным источником доходов. А количество рыбинспекторов только за последний год в регионе сократилось вдвое.

Армии заполярных браконьеров сейчас противостоят только пятьдесят сотрудников рыбоохраны. Такими силами невозможно держать под постоянным контролем всю территорию Мурманской области в 144,9 тысячи квадратных километров территории.

Две трети этой площади - труднодоступные места, куда можно добраться лишь самолетом или вертолетом. Впрочем, в такие "глухие" места браконьеры забираются нечасто. Эти участки в основном принадлежат туристическим компаниям, которые занимаются рекреационным рыболовством.

Как показал уже практически завершившийся сезон лова семги, гораздо чаще рыбаки-нарушители выводят свои лодки на Колу, Тулому, Умбу и Варзугу.

На берегах этих рек немало поселков, для жителей которых незаконный лов рыбы остался единственной возможностью заработать на жизнь.  

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "Российской газеты" исполняющий обязанности начальника оперативного отдела госконтроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Андрей Морозов, высокий уровень безработицы среди сельского населения вряд ли позволит полностью искоренить браконьерство. Да и доказать факт нарушения правил лова бывает непросто. Даже пойманные с поличным браконьеры обычно утверждают, что рыбу купили, а снасти - нашли. Суд же порой принимает во внимание самые курьезные отговорки нарушителей. В этом году один из браконьеров был оправдан, убедив судью, что признался в незаконной ловле семги… под гипнозом, который применил к нему рыбинспектор. Поэтому, выходя в рейд, сотрудники рыбоохраны теперь вооружаются фото- и видеокамерами.

Правда, в нынешнем семужьем сезоне им впервые стали помогать законопослушные рыбаки, купившие лицензии на вылов ценной рыбы. Они теперь не только сообщают инспекторам о замеченных нарушителях, но и выступают в суде в качестве свидетелей.

Кольские поморы исстари жили за счет семги. Однако к запасам ценной рыбы они всегда относились очень бережно и точно знали, сколько "хвостов" можно добыть, чтобы не нанести ущерб природе. Пастухи-саами даже оленей на водопой не отпускали, если по реке шла на нерест красная рыба.

Еще лет двадцать назад частным лицам было практически запрещено ловить семгу. Ее добывали, главным образом, на специальных рыбоучетных заграждениях. Работа там велась под присмотром рыбоохраны, изъять можно было лишь строго определенную часть лососей. К тому же сотрудники четырех работавших в регионе рыбзаводов занимались воспроизводством  семужьего стада. По мнению ученых, благодаря грамотному использованию ресурсов на Кольском полуострове удалось сохранить одну из самых крупных популяций дикого лосося.

Но она может исчезнуть, если не прекратится варварский вылов красной рыбы. В прошлом году ПИНРО начал эксперимент - "окольцевали" 304 семги и отпустили их в Тулому. Рыбаки, которым ученые обещали заплатить за каждую метку, вернули почти сотню "колец". Получается, что только в Туломе ежегодно добывается около трети всех запасов семги. Это в несколько раз больше допустимого законом улова. А сокращение популяции семги в Умбе ученые уже называют катастрофическим. Эта река протекает в Терском районе, где зафиксирован один из самых высоких в регионе уровней безработицы.

Комментарий

Сергей Прусов, начальник лаборатории биоресурсов внутренних водоемов Полярного научно-исследовательского института морского хозяйства и океанографии:

- Сегодня во многих реках Кольского полуострова, протекающих в легкодоступных для граждан местах, зафиксировано снижение так называемого сохраняющего лимита семги. В принципе, это может происходить в силу различных объективных причин и не нанести ущерба популяции. Однако если браконьеры продолжат вылавливать большую часть рыб-производи-телей, то из года в год их все меньше будет заходить в наши реки. Поначалу мы можем даже не заметить, что ценной рыбы в реках стало меньше. Но потом наступит коллапс.

Справка "РГ"
С мая по сентябрь 2008 года сотрудники рыбоохраны задержали 1069 нарушителей правил рыболовства. Инспекторы оштрафовали браконьеров в общей сложности на 1,17 миллиона рублей. У них было изъято почти пять  тонн рыбы, 1225 орудий лова, 127 транспортных средств. За причиненный заполярной природе ущерб с нарушителей правил рыболовства уже взыскано почти два миллиона рублей.