Закончилась поездка по Приамурью близнецов Вовы и Жени Тулимовых - русских детей, усыновленных десять лет назад американцами.
Это пока единственный случай, когда иностранные приемные родители привезли детей на родину - знакомиться с родителями биологическими. Неординарное событие вызвало у амурчан противоречивые мнения. Общество вновь разделилось на тех, кто приветствует иностранное усыновление, и на тех, кто против.
Брат
Напомним, что братья Тулимовы - это также единственный для области случай, когда иностранное усыновление закончилось трагедией. Витя Тулимов, старший брат близняшек, которых теперь зовут Джеймс и Джезайя, в Америке погиб. По официальной версии - от жестокого обращения родителей, которые, кстати, сейчас отбывают уголовное наказание. В областном министерстве образования предполагают, что виной всему мог быть конфликт между Витей и старшими братьями - родными сыновьями Мэтти, которых у супругов четверо. Однако ворошить прошлое здесь не хотят. И все-таки эта трагедия заставила многих по-новому посмотреть на проблему усыновления российских детей иностранцами.
Но история детей Тулимовых продолжалась. Младших братьев, второй раз ставших сиротами, когда приемных родителей посадили в тюрьму, усыновила их американская бабушка. Она и привезла ребят в Приамурье. Мальчишкам, которым сейчас по 12 лет, больше всего понравилась встреча с родными старшими братьями Сашей и Ваней, которые уже подросли и теперь собираются в армию. Эмоций было не сдержать: несмотря на то, что братья росли порознь и теперь говорят на разных языках, общий язык - в переносном смысле - они нашли быстро.
Посетить родину, которой дети совсем не помнили, они захотели сами, говорит бабушка-мама Филлис Мэтти-Джонсон. Но захотели, разумеется, благодаря ее рассказам. В Америке, в отличие от России, принцип тайны усыновления не соблюдается. Приемные родители говорят детям правду об их происхождении с самых ранних лет.
Семейные тайны
- У нас в области в последнее время тоже начинает сдавать позиции такая форма семейного устройства, при которой в соответствии с законодательством РФ соблюдается тайна усыновления ребенка, - рассказывает начальник отдела опеки и попечительства министерства образования и науки Амурской области Ольга Мулл. - Детей все чаще берут на воспитание в приемную семью и под опеку. Естественно, дети при этом знают, что они неродные. Однако все равно непонятно, зачем надо было знакомить младших Тулимовых с мамой, которая в течение всех этих лет ни разу не попыталась узнать что-либо о судьбе своих сыновей.
Кстати, Филлис Мэтти-Джонсон, которая привезла братьев на родину, хотела посетить свободненский детский дом, но ее туда не пустили.
- То, что их не приняли в детдоме, - это нормально и вполне объяснимо, - рассказывает Ольга Мулл. - Детский дом № 3 в Свободном - учреждение интернатного типа, в котором круглосуточно и круглогодично проживают дети младшего возраста. Впускать в него посторонних нельзя - прежде всего в интересах детей. Нужно было предварительно получить разрешение на такой визит. Американские же гости оказались для сотрудников детдома полным сюрпризом.
В доме ребенка, который ребята с бабушкой посетили, к ситуации отнеслись иначе. Здесь рады за мальчиков: они теперь ничем не отличаются от здоровых детей, хотя в раннем возрасте имели отклонения неврологического характера. Такие же, как погибший Витя. В органах опеки не делают секрета из того, что иностранцы практически всегда усыновляют в России детей с серьезными проблемами со здоровьем - тех, которых не берут российские усыновители.
Приоритет изначально отдается российским кандидатам в усыновители, объясняют в минобрнауки области. Однако их с каждым годом становится меньше. Да и здоровых детей в банке данных, которым ведают органы опеки, практически нет. Почти из четырех тысяч детей, подлежащих усыновлению, относительно здоровы - единицы. Именно их сразу забирают в русские приемные семьи и под опеку. Иностранцы же, в отличие от амурчан, не боятся брать детей с серьезными болезнями. Но при этом - не безнадежных, а тех, которых при должном уровне медицины и хорошем уходе можно вылечить.
Под опекой
- Мы отслеживаем судьбу наших детей за рубежом даже более тщательно, чем в России, - говорит Ольга Мулл. - Приятно видеть, как все они буквально расцветают и здоровеют с каждым годом. Это и понятно: иностранным кандидатам в усыновители приходится проходить такой жесткий отбор и так долго ждать своего ребенка, что при всем этом было бы странно не вложить в этого ребенка максимум сил и средств. Кстати, как специалист, я могу отметить такую закономерность. Иностранцы идут на усыновление, когда уже есть все: образование, работа, финансовые возможности, дом - и только детей не хватает для полного счастья. А в Приамурье в последнее время все больше берут детей только на те формы устройства, которые материально поддерживаются государством.
С начала этого года 13 детей из Амурской области отправились жить за границу - их усыновили иностранные граждане. Пик иностранного усыновления пришелся на 2000 год, когда около 40 ребятишек уехали за границу из амурских детских учреждений. В последние годы эта цифра постоянно снижается.
Русские семьи в 2008 году усыновили только троих ребятишек из Приамурья. Все три случая похожи друг на друга: достаточно молодые пары, которые не могут иметь биологических детей, взяли на воспитание совсем еще маленьких "отказничков", дав им новые имена и свои фамилии. Они получили единовременное пособие - около десяти тысяч рублей - и теперь вся ответственность, в том числе материальная, легла на плечи молодых родителей, как если бы усыновленные дети были их родными.
Но такие случаи - исключение из правила. Специалисты говорят, что с начала 2007 года постоянно растет процент устройства детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство) и в приемные семьи. Эти формы устройства детей вытесняют традиционное усыновление.
Людмила Ламекина, главный врач областного Дома ребенка:
- В последние годы заметно снизилось число детей, переданных на усыновление, но отмечается рост числа детей, взятых под опеку и в приемные семьи, что связано с материальным стимулированием семей, воспитывающих опекаемых и приемных детей. Я положительно отношусь к такой форме устройства детей в семью. Наметившаяся тенденция к увеличению числа детей, передаваемых под опеку, сегодня является хорошим показателем. Но как эта тенденция отразится в целом на семье и детях в будущем, мы узнаем только через несколько лет, когда малыши подрастут.
Кстати
Опекунское пособие составляет сегодня 4445 рублей на каждого ребенка (4919 рублей - в северных районах области), а приемным семьям сверх того выплачивается еще и денежное вознаграждение за воспитание каждого приемного ребенка - в среднем около 4 тысяч рублей.