30.10.2008 02:35
    Поделиться

    Впервые в Приморье супруги отметили 75-летие совместной жизни

    Обручальными кольцами Нина и Иван Голохваст, жители села Каменка, впервые обменялись только на своем юбилее.

    Эту свадьбу называют коронной, или второй бриллиантовой. Такой семейный стаж в истории Чугуевского района зафиксирован впервые. Более того, по словам заведующей Чугуевского загса Натальи Нор, и по всему Приморью коронную свадьбу не отмечали еще ни разу.

    Несмотря на солидный возраст: мужу - 96 лет, супруга на год моложе, - Нина Андроновна и Иван Самуилович Голохваст приехали из своего родного села Каменка в районный центр, где "молодоженов" поздравили не только их большая семья, но и руководители района. Супругам вручили юбилейное свидетельство, по которому Иван Самуилович и Нина Андроновна были признаны "коронной" семьей Чугуевского района 2008 года. После подписей в книге о бракосочетании "молодые" обменялись первыми в своей жизни обручальными кольцами.

    Прямо в загсе для супругов и гостей народный хор исполнил свадебные песни.

    Благословение от Карла и Ирены

    Накануне юбилея мы побывали в селе Каменка в гостях у юбиляров.

    Иван Самуилович - фронтовик, войну закончил офицером пехоты в Югославии. Любит поговорить о политике и очень горячится, когда речь заходит о реформах и перестройке. Нина Андроновна, хоть и жаловалась на здоровье, далеко от нас не отходит, чтобы вставить свое слово, когда муж становится особенно резок в своих оценках.

    Обычно у супругов нет разногласий, но когда речь заходит об отъезде в Германию в начале 90-х годов старшего сына Сергея с семьей (его жена Эрна - немка из Поволжья), то тут каждый отстаивает свое мнение. В то время сын остался без работы, поэтому решился на переезд в другую страну. Столько лет прошло с тех пор, жизнь у детей наладилась, а Иван Самуилович до сих пор не может смириться с отъездом сына.

    - До чего же мы докатились! - возмущается ветеран. - Отец немцев бил, освобождал от них Европу, а сын поехал туда жить и работать. Скажите, как я могу к этому относиться?

    Вот тут и встревает в разговор Нина Андроновна. Как мудрая женщина, она рассуждает так: "Пусть живут, раз все у них там хорошо устроилось, тем более, что связь с Родиной они не теряют. Сын каждый год приезжает нас навестить".

    Вот и на юбилей родителей, конечно же, Сергей Иванович не мог не приехать. Любопытный факт: сын привез отцу и матери поздравление от своих немецких соседей:

    "Дорогие мама и папа Сергея! Ваш сын нам стал дорогим другом. Он очень добрый и приветливый, и мы очень рады, когда он приходит к нам. Мы - это Карл, 86 лет и Ирена, 81 год. Мы уже не в состоянии ухаживать за домом, как это было раньше, но наш любимый Сергей помогает, чем может, а Эрна часто угощает русскими блюдами. Мы передаем вам большой привет и желаем вам здоровья, мира и божьего благословения!"

    "В войну было не до танцев"

    Мы вместе сидим за столом в стареньком, но еще крепком доме, пьем чай и стараемся поменьше затрагивать политические и экономические темы, а больше говорить об истории этой удивительной семьи, вырастившей шестерых сыновей, о любви и невосполнимых потерях…

    В село Каменка Иван приехал по направлению, окончив Благовещенскую кооперативную школу.

    Здесь на танцах в клубе и увидел свою Нину Урюпину - статную казачку с длинной косой. Девушка в то время увлекалась верховой ездой, и в ее осанке чувствовалось что-то царственное.

    Сегодня глава семейства с удовольствием вспоминает, что каменские девчата за ним бегали гурьбой, но выбрал он Нину. А она к нему и подойти боялась. Только увидит, засмущается, покраснеет и убегает…

    - Да, все так и было, - подтверждает Нина Андроновна. - Иван только к нашему дому подходит, а я быстрее на печку, чтобы не встретиться. Потом, когда сделал предложение, согласилась. Сколько же можно было прятаться? Он-то настойчивый оказался. И мать благословила.

    - А танцевать-то ваш Иван умел? - спрашиваю у хозяйки дома.

    - Конечно, - отвечает за жену Голохваст. - У нас тогда были в моде полька, краковяк, гопак да еще "кокетка".

    - Вот только танцевала я больше с девчатами, чем с парнями, - вставляет Нина Андроновна. - Да и недолго пришлось танцевать. Как пошли дети, так и закончились наши гулянья…

    Кто в доме хозяин

    Война застала семью в Чугуевке, куда перевели на работу главу семейства. Пехотное училище, потом фронт - Ивана Самуиловича призвали в 1942-м… Жена осталась с детишками на руках.

    - Мне было 29 лет, - говорит Нина Андроновна. - Вспоминать о том времени тяжело и больно.

    Домой Иван вернулся в 1946-м. Нашел свою семью в Каменке, у тещи. Приехал вовремя - жена тяжело болела. Выходил, вылечил таежными травами, женьшенем. Занялся охотой и рыбалкой. Тайга-кормилица спасла детей от голода.

    И все же - кто был главным в этой большой семье? Иван Самуилович и Нина Андроновна по этому поводу предпочитают отмалчиваться. Только Сергей Иванович, как старший среди сыновей, признался, что дом держался на матери, а отец - все время работал. Уходил рано, возвращался затемно, но своим отношением к жизни, к жене, работе всегда был примером для сыновей. Сегодня у каждого из них есть любимое дело: Александр занимается огородничеством и цветоводством, выращивает 187 сортов георгинов и 28 сортов картошки. Леонид увлекается пчеловодством. Нашли свое призвание внуки и правнуки. А их в большой семье Голохваст 20! Представьте, когда все они собираются у бабушки и дедушки в Каменке!

    На родительском доме у крыльца висит подкова. Повесил ее на счастье старший сын Сергей, когда ему было 13 лет. Мы прощаемся. Сергей снимает талисман, показывает мне и возвращает подкову на место: 

    -  Пусть она и дальше хранит дом и покой родителей.

    Поделиться