В Челябинской области не все поселковые финансисты могут справиться с формированием местного бюджета

Количество поселений, самостоятельно управляющих своими бюджетами,в будущем году увеличится в Челябинской области до 184.

Муниципальная реформа началась в России в 2006 году и предполагала трехлетний переходный период. В Челябинской области было решено обойтись одним годом, поэтому уже с 2007-го положения 131-го закона действуют в области в полном объеме. Исключение было сделано лишь при формировании местных бюджетов - в самом начале реформы главы большинства поселений опасались наделать ошибок в мудреной финансовой грамоте. Однако в нынешнем году полностью самостоятельно работают со своими бюджетами уже 117 поселений из 273. В 2009 году к ним присоединится еще 67 муниципалитетов. Прежде чем получить право на самостоятельную верстку бюджета, поселковые финансисты должны были пройти обязательную аттестацию в министерстве финансов области. И у многих начинающих бухгалтеров квалификация сильно подкачала.

- Сейчас мы делаем штатную численность местных администраций оптимальной, - сообщила "РГ" заместитель главы по финансам Троицкого района Елена Дворянкова. - Право самостоятельно формировать бюджет главы поселений получат в следующем году, но уже сейчас мы работаем рука об руку - и под нашим наблюдением главы учатся бюджетному процессу и составлению документов.

Параллельно между муниципалитетами и областью перераспределяются доходные источники и расходные обязательства. За три последних года регион взял у районов и городов обязательства по 20 направлениям расходов на сумму 15,5 миллиарда рублей. Любопытно, что, передавая свои полномочия наверх, муниципалы отдали только 9,9 миллиарда. Остальные деньги пришлось искать в областном бюджете.

В будущем году муниципалитеты получат доходы от трех новых видов налогов: 50 процентов транспортного, 50 - на добычу полезных ископаемых, 30 - единого сельскохозяйственного. В то же время часть налога на прибыль будет возвращена области.

Ощущения у местных финансистов двойственные. С одной стороны, в условиях экономической нестабильности поступления от транспортного налога - это своего рода подушка безопасности. Этот доход всегда гарантирован. А вот налог на прибыль, если предприятия начнут резко сокращать объемы производства из-за мировой экономической конъюнктуры, ненадежный источник. И повлиять на него местные главы практически никак не могут.

С другой стороны, после передачи части налога на прибыль региону Магнитогорск и Челябинск становятся дотационными. И дальнейшее перераспределение областных дотаций между Челябинском, Магнитогорском, а также маленькими и средними городами, скорее, нанесет ущерб последним двум. Некоторые не досчитаются в своих бюджетах десятков миллионов рублей. Впрочем, в министерстве финансов обещают компенсировать дотационным городам образовавшуюся в местных бюджетах недостачу.

Справка "РГ"

С 2006 по 2008 год доходы местных бюджетов Челябинской области, предназначенные для решения вопросов местного значения, увеличились на 57 процентов, с 31 миллиарда 307 миллионов рублей до 49 миллиардов 72 миллионов.