Эксперты: Российский рынок агрострахования контролируют "серые" страховые компании

90 процентов средств, которые государство тратит, чтобы помочь аграриям застраховать свои посевы, уходят в "серые схемы". С таким заявлением выступил вчера член правления Национального союза агростраховщиков (НСА) Дмитрий Маркаров на пресс-конференции в Москве.

В этом году на поддержку агрострахования выделено 3,4 миллиарда рублей. С помощью госсредств застрахована четверть российских посевных площадей. Но это на 3-4 процента меньше, чем в прошлом году. Дмитрий Маркаров утверждает, что рынок агрострахования в настоящий момент контролируют в основном страховые компании - приверженцы "серых схем". А аграрии предпочитают синицу в руках - то есть долю в разделе бюджетных денег сразу, а не значительные страховые выплаты через год, да и то только при наступлении страхового случая. Вот они и "распиливают", как выразился Маркаров, между собой бюджетные деньги.

Президент НСА Иннокентий Егоров предложил прекратить практику экстренной поддержки незастрахованных сельскохозяйственных предприятий из бюджета в тех случаях, когда, например, климатические катаклизмы губят урожай. Союз явно пытается перейти в наступление на этот перспективный рынок - аграрный сектор развивается, урожаи растут, бюджетная поддержка увеличится к 2012 году до 6 миллиардов рублей в год. И в рамках пятилетней госпрограммы развития сельского хозяйства на поддержку агрострахования предусмотрено более 31 миллиарда рублей. К тому же, по словам Егорова, зимой рынок агрострахования ожидают большие перемены. Готовится постановление правительства, и, возможно, доля государственного участия в оплате страховки может быть увеличена. Напомним, что сейчас по действующему законодательству государство может дотировать сельхозпроизводителям до 40 процентов стоимости страховки. Еще 10 процентов покрывают региональные бюджеты.

Бороться, как видим, есть за что. Но пока крупные компании не идут в агрострахование, обозначил проблему президент НСА Иннокентий Егоров. Ведь в соответствии с бюджетным кодексом минсельхоз при распределении господдержки может предоставить ее лишь аграрным предприятиям, а не страховым компаниям. Поэтому не может повлиять на состав страховщиков на рынке - например, провести их лицензирование. Так что до конца не ясно, каким образом будут побеждены в перспективе "серые схемы" в агростраховании. НСА предлагает вариант, при котором мелкие страховые компании будут перестраховываться в более крупных. Однако и этот вариант не дает ответа на вопрос: почему аграрии предпочтут журавля в небе, а не будут по-прежнему делить бюджетные средства с партнерами из страхового бизнеса? А без него говорить о развитии этого рынка просто бессмысленно.