Открывшейся на днях выставкой "Рисунок и акварель в России. ХХ век" Русский музей завершает многолетний проект "Три века русского рисунка". Ранее зрителям были представлены три экспозиции: графика XVIII века, графика первой и второй половин XIX века.
На этот раз зрителям предложено около 200 листов 130 авторов - не более двух работ от каждого художника. Жесточайший отбор - ведь именно в ХХ веке графика приобретает наглядную самоценность, отражая индивидуальность художника не менее, чем в живописном полотне.
Экспозиция сформирована по принципу классической хронологии, потому и два рисунка Казимира Малевича и два рисунка Марка Шагала скромно, но достойно занимают соответствующее место, а не выступают в роли балаганных зазывал при входе. Задача перед куратором Н.М. Козыревой стояла сложнейшая: показать в развитии - при крайней индивидуализации стилей и манер - все самое характерное для русской графики ХХ века. В ХХ веке канонический академический рисунок (многофигурная композиция, панорамный пейзаж) уступает место наброску, портрету, натюрморту, нефигуративному изображению, при всей своей "незавершенности" обладающим художественной ценностью.
Результат получился отменный. Ни одной проходной работы - каждая достойна отдельного разговора. Эту выставку надо посетить не один раз, поскольку графика, не терпя суеты, требует внимательного глаза. Рисунок - вещь интимная, камерная. Любой самый грандиозный пластический замысел начинается с рисунка.
Первый зал - классика начала века: Врубель, Серов, "мирискусники", мастера неоклассицизма и авангарда, определившие развитие графического искусства едва ли не до конца ХХ века. Сразу надо отметить, что Русский музей, особенно в последние годы, на всех больших персональных выставках уделяет графике не меньшее внимание, чем живописи. Оттого многие работы кажутся уже знакомыми, хотя порой просто узнается рука мастера, его творческая манера, способ видения и пластического воплощения реальности.
Настоящий расцвет русской графики приходится на 1920-е - начало 1930-х годов. Широкое распространение получают самые разные техники: станковый рисунок графитными и цветными карандашами, пером (в том числе гусиным), тростниковой палочкой, углем, черной акварелью. Используются все графические элементы: не только штрих, но и пятно, мягкие заливки черной акварелью или ламповой копотью (Тырса, "Портрет А. Ахматовой").
Новые возможности позволяли получать работы, в богатстве оттенков и разработке светотени приближающиеся к живописи, их тогда и начали называть "живописными". К рисунку как к самоценному жанру обращаются не только графики, но и живописцы, и скульпторы. В экспозиции представлены работы плеяды блистательных рисовальщиков - Митурича, Бруни, Купреянова, Лебедева, Татлина, Конашевича, Милашевского, Мавриной, Соколова и многих других.
История русского рисунка отразила все трансформации искусства в целом на протяжении ХХ века. Зритель с интересом воспринимает черты времени, позволяющие судить обо всех пластических движениях этого непростого во всех отношениях века, запечатленные в работах Фаворского и Тышлера, Голицына и Шишмаревой, Стерлигова и Митрохина, Курдова и Каплана, Ветрогонского и Волкова, Кондратьева и Власова.
Как всегда к выставке выпущен объемный каталог (на обложке портрет поэта Михаила Кузмина работы Юрия Анненкова), а в одном из залов закольцовано показывается просветительский фильм, посвященный русскому рисунку ХХ века, созданный тактично и не без изящества - под стать всей выставке, которая при выбранном, казалось бы, жестком хронологическом принципе радует тактичной гармоничностью развески.