До конца года Ростовская область может обзавестись собственным законом о доступе к информации о деятельности органов власти. Разработчики надеются, что благодаря ему работа чиновников наконец станет ближе и понятнее народу.
Инициатива группы депутатов во главе с председателем комитета ЗСРО по законодательству Александром Ищенко пока рассматривается только на комитетах. Вынести проект на всеобщее заседание депутатов планируется 11 ноября. Тем не менее, очередная попытка заставить власть работать более открыто и прозрачно уже вызвала немалый интерес.
Все решения - в свет
Все это время регион довольствовался федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и постановлением областной администрации. В марте этого года, после избрания нового парламента, его спикер Виктор Дерябкин поручил провести ревизию областной законодательной базы. Вот тогда и выяснилось, что депутаты до сих пор не воспользовались своим правом "рассекретить" работу чиновников с помощью региональной буквы закона. Теперь это, наконец, должно случиться.
Народные избранники предлагают обязать власть регулярно и подробно рассказывать о принимаемых решениях, результатах проверок различных ведомств, распространять сведения о государственных закупках и сообщать о появившихся вакансиях. Причем делать это она должна не только через СМИ, но и с помощью информационных щитов, установленных в общественно-доступных местах, а самое главное - через Интернет.
Официальные сайты в Ростовской области за последние годы пооткрывали многие госструктуры. Одни стали более или менее регулярно выкладывать туда информацию, у других представительство во всемирной паутине превратилось в календарь, где вывешиваются даты грядущих отраслевых праздников. Некоторые ведомства вообще решили, что сеть может как-нибудь обойтись и без них, поэтому не стали тратить силы и средства на выход в он-лайн.
Региональный закон должен исправить положение. Но принуждать чиновников создавать сайты, если они этого до сих пор не сделали, никто не собирается. Глобальный информационный ресурс планируется создать на базе официального сайта областной администрации, наполнив его не только сведениями о повседневной работе всех органов госвласти, но и разными полезными ссылками.
Как обещают разработчики документа, любому чиновнику, который вовремя не предоставит информацию, будет грозить дисциплинарное взыскание. А если станет ясно, что необходима административная ответственность, она тоже может быть введена.
К сожалению, законопроект не вносит никаких новшеств в работу чиновников с обращениями граждан - для этого есть отдельный документ. Он лишь еще раз подтверждает право человека получать информацию "в эпистолярном жанре". Хотя сами депутаты признают, что проблемы там существуют. Процент положительных решений по обращениям невысок, особенно когда речь идет о муниципалитетах. К примеру, человек может годами безрезультатно ждать ремонта крыши дома, исправно получая от местных властей отписки, что денег на это нет.
Прозрачное правительство
Собственные законы о доступе к информации, касающейся работы органов власти, есть пока не во всех субъектах ЮФО. В Дагестане вопрос о принятии этого закона депутатами Народного собрания пока не рассматривался. Зато подобный нормативный акт пять лет назад вышло из-под пера правительства республики.
Подобный нормативный акт пять лет назад вышел из-под пера правительства республики. В нем определен перечень сведений о деятельности правительства Дагестана и республиканских органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.
Это постановления и распоряжения правительства республики Дагестан, сведения об официальных визитах и рабочих поездках председателя и членов правительства Дагестана, информация о заседаниях, совещаниях, пресс-конференциях, а также с текстами официальных выступлений и заявлений первых лиц.
Подобная информация должна вывешиваться на официальном сайте правительства Дагестана, а также сайтах республиканских органов исполнительной власти.
Но если на официальном сайте президента Дагестана и сайте правительства республики еще можно ознакомиться с регулярно обновляющейся информацией, то большинство сайтов министерств и ведомств содержат устаревшие сведения.
Почему боятся прессы?
Узнавать последние новости о работе чиновников жители республики могли бы через СМИ. Но журналистам получить информацию в официальных органах власти очень трудно. Многие чиновники панически боятся упоминания своей фамилии и ссылаются на негласный запрет руководства разглашать информацию, даже если она не содержит никаких секретных сведений. В некоторых министерствах введена следующая бюрократическая процедура для журналистов. Если надо уточнить даже обычные цифры, следует послать факс с запросом от редакции на имя министра, он даст распоряжение соответствующему чиновнику, и тот уже соблаговолит сообщить нужные данные. Ни о какой оперативности в получении информации, здесь, естественно, и речи быть не может.
Александр Ищенко, председатель комитета ЗСРО по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку:
- Каждый день структуры областного уровня принимают тысячи решений, но только единицы из них становятся доступны всем гражданам. Чтобы сделать максимально открытой и прозрачной работу власти, нужно законодательное регулирование. На мой взгляд, самый перспективный и оперативный способ размещения информации - Интернет. Я уверен, что принятие закона будет сильным импульсом для тех госорганов, которые сегодня не имеют своих сайтов. Он даст областному руководству не только право, но и обязанность воздействовать на подчиненные ей структуры, чтобы они регулярно размещали информацию о своей работе на официальном сайте администрации.
При этом закон не потребует выделения дополнительных средств, так как в смете каждого госоргана заложены определенные суммы на финансирование информационной открытости.
Сейфулах Исаков, руководитель комитета по законодательству, законности и государственному строительству Народного Собрания Дагестана:
- Закон о доступе населения к информации о деятельности органов власти, конечно же, нужен. Он необходим в первую очередь для прозрачности действий органов власти, он поможет борьбе с коррупцией. Люди должны знать, чем занимаются чиновники, и видеть конкретные результаты их работы. Это может существенно увеличить эффективность борьбы с мздоимцами.
К примеру, в республиканском законе о борьбе с коррупцией, который дагестанский парламент, не дожидаясь разработки федерального закона, принял в двух чтениях, был пункт о том, что декларацию о доходах должны представлять не только чиновники, но и члены их семей. К сожалению, большинство депутатов выступило против такой постановки вопроса, и этот пункт пришлось убрать. Зато теперь в федеральном варианте закона, который рассматривается Госдумой, члены семьи обязаны представлять декларации о доходах.
Чем больше будет людям доступна информация об органах власти, тем меньше будет нарушений закона среди чиновников, представляющих эту власть.