Гленн Хьюз: Я не хочу чуствовать себя "живой могилой", я устремлен в будущее

У этого музыканта завидный титул - "Голос рока", присвоенный ему и критиками, и многочисленными поклонниками. Гленн Хьюз в первую очередь известен по работе в легендарных Deep Purple и Black Sabbath. Однако во время российских гастролей он показал и свое новое, неожиданное для многих творчество.

Во время нынешнего тура Гленн Хьюз выступил в 13 российских городах. Год назад он уже гастролировал в нашей стране, однако так далеко еще не выбирался. "Голос рока" взял первые ноты в Благовещенске, а финишировал с кодой три недели спустя в Москве. На итоговом концерте мэтр предстал похудевшим, но еще более бойким, и - ни на толику не изменившим себе. Хьюз, в отличие от многих других звезд, традиционно строит концерты так, что ни один из них полностью не повторяет предыдущий.

Музыкант носится по сцене с бас-гитарой, пускается в изобретенную им походку "с инструментом вполупрядку", увлеченно разговаривает с залом, выдает щедрые вокальные импровизации - от очень высоких "плутовских" нот до низких, почти демонических. А при этом постоянно экспериментирует. Играет страстями и эмоциями, как иллюзионист-атлет пудовыми гирями: музыка Гленна Хьюза подчеркнуто мощна, властна, мужественна и при этом очень мелодична и многопланова. Это и хард-рок, и рок-фанк, и романтические баллады. Собственно, больше всего его как раз и любят за проникновенные и чувственные медляки, за уникальные обертоны в скоростных и мощных композициях - от голоса Хьюза дрожат стены, а стеклянную и хрустальную посуду рекомендуется и вовсе держать подальше от сцены.

Мистер Гленн в России был в ударе: сами музыканты, кажется, не знали, куда его занесет. Импровизируя и лихо интонируя, "Голос рока" растягивал одну из самых фирменных своих баллад Mistreated до 14 минут, а в легендарные Burn и Sail Away превносил новые краски и мелодические ходы. Да и новый гитарист Луис Мальдонадо невозмутимо внешне и манерой игры напоминал Ричи Блэмора - бывшего компаньона Хьюза по Deep Purple. Однако "новичок" старался добавлять в композиции и свои собственные пространные, энергичные соло. После окончания концерта Гленн Хьюз ответил на вопросы обозревателя "РГ".

Российская газета: За 21 день вы успели выступить в 13 городах. Что помогает вам выдерживать такие нагрузки?

Гленн Хьюз: То, что я очень люблю играть концерты. И, как вы, наверное, заметили, энергетики у меня невпроворот, тем более что я давно бросил курить и равнодушен к алкоголю. Если езжу в туры дома, по США, то вообще играю каждый день. Но в России между городами большие расстояния, поэтому иногда я выступал ежедневно, в другие дни приходилось тратить много времени на дорогу.

РГ: Как проводили время в пути? Может, сочиняли очередные хиты благодаря новым российским впечатлениям?

Гленн Хьюз:  Я постоянно что-то сочиняю, набрасываю, делаю себе наметки. У меня же нет рабочего кабинета или любимого уголка, где обязательно сажусь и пишу хиты. Я работаю в самолетах, поездах. Но в эту поездку даже не взял с собой ноутбук. Только телефон-коммуникатор, благодаря которому переписывался с друзьями по Интернету. Ноутбук не захватил умышленно - знал ведь, что придется проехать большую территорию и отыграть концерты в пока не знакомых мне городах. На сочинительство сил бы уже, наверное, не хватило.

РГ: И что же вы писали из России друзьям?

Гленн Хьюз: Сообщал свои впечатления. О том, как удивился, увидев на концерте в Хабаровске множество 14-15-летних девочек. То ли это были повзрослевшие дети родителей, которые слушали меня еще в "золотом составе" Deep Purple, то ли девчонки доросли уже и до новой моей музыки?! В паре городов вначале были проблемы с аппаратурой. И пока ее подстраивали и "доводили до ума", звук был не очень хороший. Но я никогда не беру пример с других музыкантов, которые в подобных ситуациях "хлопают дверью" и уходят со сцены... А я все равно остаюсь играть, пока звукорежиссеры колдуют. Ведь люди пришли меня слушать! Хотя петь при плохом звуке, конечно, намного сложнее...

Писал я и о том, что особенно мне понравилось в Челябинске и Санкт-Петербурге. А вот в Новосибирске мы выступали в цирке. И мне было очень жалко тамошних зверей.

Во-первых, я увидел, какие у них тесные клетки. А во-вторых, мне было жалко животных: все-таки в моей музыке много децибел, а они их не любят, пугаются.

Но от этого мы тише играть все равно не стали, и мне было перед животными немного неловко... Ведь я их очень уважаю, у меня дома живут три собаки...

РГ: Программа, которую показали в российском турне, отличалась от той, что вы сейчас играете в Европе и США. Почему?

Гленн Хьюз: В России от меня ждали известных хитов. Но жизнь меняется и сейчас людям нужна новая музыка. Классика рока, которую я уже написал, и так будет существовать. Ее все равно будут слушать. А я не хочу чуствовать себя "живой могилой", я устремлен в будущее. И хочу разбавлять хард-рок фанком.

В программе, которую я играю в Европе, фанка уже примерно 95 процентов. И я хочу еще раз вернуться в Россию - чтобы расширить представления о себе и сыграть уже материал, который я сочиняю сегодня. Хочу, чтобы люди танцевали под мою музыку на концертах!

В российском туре прозвучало только две моих новых песни, но вы могли заметить, что под них народ зажигательно танцевал. Да, мне нравится совмещать фанк с хард-роком, пятиться назад я не хочу. И мой альбом тоже будет фанковым. Сейчас в мире пришло время фанка, рок-фанка. И я хочу развиваться вместе с аудиторией.

РГ: Тогда впору спросить: нравится ли в таком случае вам нынешнее творчество Deep Purple, беспеременно базирующееся на музыке 70-х?

Гленн Хьюз: (после паузы) У меня с ними со всеми хорошие отношения. Я их всех очень уважаю. Но созваниваемся и общаемся мы только с Дэвидом Ковердейлом, который теперь живет на Западном побережье США (у этого музыканта в этом году вышел очень сильный хард-рок - альбом Good To Be Bad, в отличие от, увы, продолжающих затянувшееся "студийное молчание" Deep Purple - Прим. А. А.).