Пассажирский транспорт России включат в систему ГЛОНАСС

Вчера в "Российской газете" прошел брифинг исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Николая Лямова. Это его первая пресс-конференция в новой роли - приказ о назначении подписан на минувшей неделе.

Поводом для разговора о безопасности пассажирских перевозок стало недавнее дорожно-транспортное происшествие в Санкт-Петербурге. В результате него погибло шесть человек, в том числе три ребенка. Предприятие "ПитерАвто", которому принадлежит автобус, осуществляет около 30 процентов пассажирских перевозок в Северной столице. За ним числится 37 ДТП, повлекших смерть 8 и ранения 37 человек. Ространснадзор восемь раз обращался в суд с просьбой о приостановке лицензии перевозчика, однако последний отделывался штрафами.

Эта трагедия в очередной раз вскрыла проблемы, которые существуют во многих регионах и для решения которых нужно срочно принимать меры комплексного характера, говорит Николай Лямов. Причиной большинства дорожно-транспортных происшествий становится нарушение режима труда и отдыха - как и в питерском случае, где оказалось, что водитель автобуса работал во внеурочное время. Однако в действующем положении о лицензировании из числа грубых нарушений исключено несоблюдение требований к режиму труда и отдыха. Значит, нужно задуматься о корректировке нормативно-правовой базы, убеждены специалисты.

Как рассказал глава Ространснадзора, ряд нововведений, которые позволят изменить ситуацию к лучшему, должны начать действовать уже в ближайшее время. Принят в первом чтении закон об общих принципах организации пассажирских перевозок, в котором прописаны единые требования в этой сфере, в частности к проведению конкурсов (сегодня каждый муниципалитет определяет их самостоятельно). Мин-

транс совместно с госавтоинспекцией работает над общими правилами допуска водителей к осуществлению перевозок.

При этом не меньше, чем поправки в документы, необходимо понимание степени своей ответственности и органами местного самоуправления, к полномочиям которых относится организация пассажирских перевозок, и самими предприятиями. Последнее возможно обеспечить только экономическими методами, уверен Николай Лямов. Он сообщил, что Ространснадзор полностью поддерживает инициативу правительства о введении обязательного страхования ответственности перед третьими лицами. Кроме того, в ведомстве считают, что необходимо увеличить размеры штрафов за нарушения требований к пассажирским перевозкам.

- Мы не призываем начать пить кровь у всех перевозчиков, - заметил глава Ространснадзора. - Но владельцы предприятий должны осознавать, что они отвечают за жизнь людей. Если раньше пассажирские перевозки всегда были убыточным видом деятельности, то теперь их воспринимают как легкий способ получения доходов - езжу, когда хочу, куда хочу и как хочу. Необходимо поставить заслон нерадивым гражданам.

Николай Лямов сообщил, что наибольшее число нарушений приходится именно на компании-однодневки, у которых небольшое число машин, не проводятся постоянный медицинский осмотр водителей и техническое обследование машин. Ространснадзор проводит проверки, число их увеличивается с каждым годом, но без ощутимого наказания нарушителей результатов они не принесут - например, "ПитерАвто" ведомство проверило 51 раз, но лицензия у предприятия так и осталась, в результате - человеческие жертвы.

Кроме традиционных методов, для уменьшения аварийности планируется привлекать современные технологии. В 2009 году будет начата реализация проекта по включению всего пассажирского транспорта России в систему ГЛОНАСС. В автобусах будут установлены датчики, которые позволят контролировать соблюдение требований к числу пассажиров, скорости, маршруту, техническим характеристикам. При необходимости с помощью этой системы можно будет даже принудительно заглушить двигатель автобуса. Николай Лямов отметил, что подобное нововведение уже действует в ряде городов, где оно хорошо себя зарекомендовало - число аварий значительно снизилось.