Алексей Кудрин: Мы не боимся 40 долларов за баррель нефти

Народные избранники добровольно сложили с себя полномочия по перераспределению бюджетных денег. Теперь этим будет заниматься правительство.

В минувшую пятницу депутаты приняли поправку в Бюджетный кодекс, которая дает кабинету министров полную свободу действий, ограниченную лишь общей суммой расходов, обозначенной в законе. Правительство сможет по своему усмотрению перекраивать бюджет, перенося деньги из одной расходной статьи в другую, не только в рамках одного года, но и всего планового периода.

Авторами этой поправки стали "единороссы" Олег Морозов, Юрий Васильев, Глеб Хор, Виталий Шуба, Геннадий Кулик и Андрей Макаров. Однако идея принадлежит самому кабинету министров. Еще дней десять назад правительство предложило Думе внести соответствующее изменение в Бюджетный кодекс, чтобы получить возможность для финансового маневра в чрезвычайных ситуациях. Но сначала Комитет по бюджету и налогам, а потом и вся палата проголосовали против. Теперь мнение большинства думцев изменилось. Законопроект, несмотря на протесты коммунистов, вернули во второе чтение.

"В условиях текущего года и 2009 года на всех уровнях управления - и федеральном, и региональном, и местном, объективно может потребоваться оперативное принятие решений по концентрации бюджетных ресурсов на решение неотложных вопросов", - сказал председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Юрий Васильев, заметив при этом, что нынешняя процедура внесения изменений в федеральный бюджет требует немало времени.

Но депутаты все-таки не захотели совсем исключаться из бюджетного процесса. Они оговорили принципиальные условия: предложенный порядок должен носить не постоянный, а временный характер и действовать только до 1 января 2010 года, решение о перераспределении расходов должно приниматься не минфином, а правительством и только после предварительного рассмотрения правительственных предложений специальной комиссией, куда должны войти депутаты и сенаторы, всего 14 человек.

Министр финансов Алексей Кудрин, который пришел вчера на Охотный Ряд, чтобы вместе с главой Центробанка Сергеем Игнатьевым представить депутатам основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, решением парламентского большинства остался доволен. На радостях он согласился и советоваться с парламентской комиссией, и даже ежеквартально предоставлять Думе отчет "о финансировании расходов федерального бюджета по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации".

Но у думской оппозиции после такой правки Бюджетного кодекса отношение к проекту профицитного федерального бюджета на 2009 год и плановый период до 2011-го, который Госдума рассматривала в пятницу в третьем чтении, стало совсем плохим. Коммунисты ругали будущий бюджет за то, что мало денег направляется в реальную экономику. Либерал-демократов не устраивало то, что недостаточно денег выделяется на поддержку сельского хозяйства, основные статьи расходов не стимулируют производства, а правительство опять заботится о "подушке безопасности".

Тем не менее 349 депутатов проголосовали за бюджет, 80 - против. Большинством были одобрены и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на трехлетку, которые, как заметил председатель Комитета ГД по финансовому рынку Владислав Резник, впервые определяются в условиях воздействия на Россию столь масштабного мирового финансового кризиса.

Центробанк представил четыре варианта сценарного прогноза реализации денежно-кредитной политики, исходя из цен на нефть марки Urals. Однако как общую тенденцию ЦБ отмечает, что в 2009-2011 годах "внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предыдущим трехлетним периодом". Третий вариант, по словам Сергея Игнатьева, соответствует прогнозу, положенному в основу федерального бюджета. Во всех четырех вариантах предполагается, что чистый приток частного капитала увеличивается с 20 миллиардов долларов в 2009 году до 60 миллиардов в 2010-м и до 70 миллиардов долларов в 2011-м. Для поддержания необходимой динамики денежной массы и обеспечения достаточной ликвидности банковского сектора Банк России во всех вариантах увеличивает объемы рефинансирования кредитных организаций. В 2009 году ЦБ продолжит применять режим управляемого плавающего валютного курса рубля. Один из главных ориентиров кредитно-денежной политики - инфляция. "Мы исходим из того, что инфляцию необходимо снизить в 2009 году до 7-8,5 процента, в 2010-м до 5,5-7 процентов и в 2011 году до 5-6,8 процента", - заявил Игнатьев. Но народные избранники не верили в реальность таких перспектив и очень беспокоились за народ, который с понижением цены на нефть может оказаться в трудном материальном положении.

"Мы не боимся ни 50, ни 40 долларов за баррель, все социальные обязательства будут выполнены", - заверил депутатов Алексей Кудрин. Федеральная казначейская система, по словам министра финансов, "работает так, что деньги не исчезнут, а дойдут до каждого потребителя, и заработная зарплата в бюджетной системе будет всегда уплачиваться своевременно, все пенсии - своевременно". "Это не 1998 год. Мы хорошо подготовились к этой ситуации", - сказал глава минфина. И упрекнул недоверчивых депутатов в том, что желание, чтобы страна жила в цивилизованном мире, имела конвентируемую валюту, свободное движение капитала, у них меньше, чем "желание вернуться к российскому забытому "деревянному" рублю".