Денис Мацуев: Талант - штучный товар, и талантов много быть не может

Сегодня в Концертном зале имени П.И. Чайковского открывается IX Международный телевизионный конкурс "Щелкунчик". В гала-концерте открытия выступят Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева, Марк Пекарский, Сергей Накаряков, Екатерина Мечетина, Денис Шаповалов и лауреаты "Щелкунчика" прошлых лет.

Уже девять лет подряд, с тех пор как в 2000 году канал "Культура" учредил телевизионный конкурс "Щелкунчик", в Москву в дни осенних школьных каникул приезжают юные музыканты из России и зарубежных стран. Одаренные дети в возрасте до 14 лет соревнуются по трем специальностям: фортепиано, струнные, духовые и ударные инструменты. А заветные призы для них - Золотой, Серебряный, Бронзовый "Щелкунчики" и Гран-при конкурса, а также возможность выступить с симфоническим оркестром на столичной сцене.

Чтобы стать участниками конкурса, юные музыканты присылают на телеканал "Культура" видеозаписи своих выступлений (а некоторые - даже сольных концертов), а также резюме своих профессиональных успехов, наград, увлечений. В этом году на участие в конкурсе поступило 143 заявки. В финал же вышли 48 юных музыкантов из 21 региона России, из Армении, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Украины, США, Франции, Венгрии, Республики Корея. Многие музыканты, приехавшие в этом году, ровесники конкурса. Самому юному участнику только что исполнилось восемь лет; есть и те, кто участвует в конкурсе во второй раз, целенаправленно стремясь к победе.

Первый и второй туры конкурса пройдут в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В составе жюри - известнейшие российские музыканты и педагоги: Георгий Гаранян, Алексей Рыбников, Светлана Безродная, Марк Пекарский, лауреаты международных конкурсов Сергей Накаряков, Алена Баева, Денис Шаповалов.

Заключительный третий тур пройдет 10 ноября в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где конкурсанты выступят в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России под руководством Марка Горенштейна.

Перед началом конкурса корреспондент "РГ" встретился с известными российскими музыкантами, членами жюри - Денисом Мацуевым и Сергеем Накаряковым.

Российская газета: Вы тоже когда-то начинали свою творческую жизнь с участия в конкурсах. Помните ли те эмоции и впечатления?

Денис Мацуев: Я помню свой первый конкурс в Иркутске, когда мне было лет 9. За пять минут до выхода на сцену я бегал и играл в жмурки у стен музыкальной школы. Потом весь в мыле вышел на сцену, и меня скинули с первого тура. Но тот урок пошел мне на пользу: после этого я либо слетал сразу, либо получал первую премию.

Сергей Накаряков: Я участвовал в городском конкурсе в Горьком (теперь Нижний Новгород). Потом я стал дипломантом Всероссийского конкурса среди взрослых, хотя мне было тогда 10 лет. Официально я в нем не участвовал, просто перед жюри сыграл программу первого тура. На этом мои конкурсы закончились.

РГ: Насколько трудно выступать в роли судьи на детском конкурсе?

Мацуев: Я уже работал в жюри "Щелкунчика", и мне было очень трудно. Когда выходят играть дети, сложно быть беспристрастным. Но тревожит другое: скажем, есть слово, которое я очень не люблю, вундеркинд. Достигая возраста 15-16 лет, эти "вундеркинды", как правило, растворяются в общей массе. Ну не получается у них независимо от конкурсных побед постепенного движения. Мы пытаемся добиться этого на фестивале "Крещендо" и в международном благотворительном фонде "Новые имена".

Накаряков: Оценивать музыкантов вообще сложно - это ведь не спорт и преимущества здесь нельзя измерять в сантиметрах. Здесь даже больше играют роль вкусовые пристрастия. Так что, слушая юных конкурсантов, я буду высказывать свое субъективное, личное мнение.

РГ: А как вы относитесь к эмоциональной нагрузке детей во время конкурса?

Мацуев: Мне кажется, дети не особенно волнуются, когда выходят на сцену. Гораздо больше за них переживают родители и педагоги. И здесь самое важное - понимать: если ребенок победит, нельзя ему вдалбливать в голову, что он - звезда. Надо постепенно развивать его талант.

Накаряков: Дети более эмоционально переживают неудачи, но в то же время быстрее восстанавливаются. Хотя, если юный музыкант приехал на конкурс с целью победить, но ничего из этого не получилось, это может сильно травмировать его психику.

РГ: "Щелкунчик" чем-то отличается от других детских конкурсов?

Мацуев: Это потрясающее начинание телеканала "Культура", до сих пор единственный в России детский телевизионный конкурс. Кроме того, у "Щелкунчика" нет налета интриг, сплетен и скандалов, которые сопутствуют любому большому конкурсу, за что он особенно ценен. Я являюсь большим поклонником "Щелкунчика" и всегда стараюсь следить за его ходом.

Накаряков: Этот проект - дополнительный стимул для тех, кто интересуется классической музыкой, и для тех, кто благодаря "Щелкунчику" может ею заинтересоваться. Посмотрев по телевидению конкурс, вполне возможно, что кто-то даже свяжет свою жизнь с музыкой.

РГ: Как члены жюри и известные музыканты, что бы вы посоветовали участникам "Щелкунчика"?

Мацуев: Самое главное - абстрагироваться от того, что ты выступаешь на конкурсе. Нужно играть, как на концерте: для публики, а не для жюри. Если у музыканта есть дар захватить энергетику слушателя, это очень важно.

Накаряков: Конечно, "щелкунчики" должны выходить на сцену не с желанием понравиться жюри, а с боевым настроем, но при этом не забывать, что самое главное - музыка.

Мацуев: Талант, конечно, штучный товар, и талантов много быть не может. Если в очередной раз "Щелкунчик" найдет маленьких звездочек (хотя я не люблю это слово) - скажем так, начинающих больших артистов, - буду этому рад. Тогда добро пожаловать в "Крещендо" на следующий этап - для 17-19-летних музыкантов.