В том, что единственный концерт Лизз Райт в России прошел при аншлаге, нет ничего удивительного. 28-летняя уроженка Джорджии сумела занять в современном джазе очень комфортную и востребованную нишу.
Немаловажно и то, что релизы Райт издает рекорд-компания Verve. Эта фирма считается N 1 в современном джазе. Да и репутация фонда "Музыкальный Олимп", и до Лизз Райт "экспортировавшего" в нашу страну лишь актуальных и самобытных артистов, подогревала интерес к гастролям. Тем более что последний ее диск Orchard был отменно хорош.
Нет, и прежние альбомы - дебютный Salt (2003 год) и Dreaming Wide Awake (2005-й) - были удачными, благодаря чему Лизз Райт громогласно окрестили "одной из главных надежд американского джазового вокала". Но именно благодаря "Фруктовому саду" (так переводится название) Лизз предстала новой змеей-искусительницей - на манер известной библейской. Певица маняще насытила свой джаз тем, что исконно считалось для стиля почти грехом: разбавила его соулом, классическим R&B в духе сентиментальных биг-бэндов 30-40 годов, изрядно примешала южный блюз и вокальную манеру церковной музыки. При этом замахнулась на территорию рок-классики, по-свойски перепев легендарных Led Zeppelin - хит Thank You еще с альбома 1969 года! Получилась программа на разные вкусы, но при этом - цельная, органичная и вневременная.
Шоу начиналось спокойно, не броско, с интерлюдии на рояле. Музыкант легко касался клавиш, как будто пробуя каждую ноту на вкус. Смаковал звуки и интонации. Одновременно затевал большую игру, постепенно затягивая в нее своих партнеров. Следом на сцене появились гитарист, басист, ударник и сама Лизз. Американская Лиза вырядилась в длинное платье и почти не перемещалась по сцене, как будто от застенчивости. Но в ее безудержном вокале, в сдержанной и грациозной "тигриной" пластике было столько внутренней энергии, страсти и переживаний, что они с лихвой компенсировали сценическую сдержанность.
В программе почти не было инструментальных соло: все музыкальное действо строилось вокруг впечатляющего пения, проникновенной эмоциональности мелодического ряда и виртуозной игры пианиста, очевидно, прошедшего скрупулезную школу джаза. Парень лихо разбрасывал по клавиатуре пальцы, будто ставил силки в поисках добычи: новых тем и импровизаций. Демонстрировал владение виртуозным приемом "эффект западающих клавиш". Параллельно играл на двух клавиатурах: рояльной и аутентичного Hammond-органа, наверняка перекупленного по случаю у кого-то из кудесников 70-80-х. И весь концерт шел на "живом" звуке, без компьютерных ухищрений и допрограммирования.
Американская джаз-звезда ответила на вопросы обозревателя "РГ".
Российская газета : Что вы знали до гастролей о нашей стране и музыке?
Лизз Райт : Больше всего историй, которые слышала, касались сообщений о недавней войне и нефти. А еще я знала, что у вас холодная погода. Но мне хотелось иметь свое представление о России. Послушать российскую музыку, посидеть в людном месте и посмотреть на людей, побольше узнать о вашей культуре. Да и концерты в Москве получились не похожими на другие. У вас очень сердечная публика, она хорошо понимает музыку. Поэтому я исполнила песни из всех своих альбомов, спела немного госпела и джазовые стандарты. А в итоге задержалась на сцене дольше, чем планировала.
РГ : У вас сильный, мощный, запоминающийся голос. Если бы вы предпочли коммерческую поп-музыку, наверняка смогли бы стать еще более популярной и богатой... Неужели не мечтали об этом?
Райт : Мой выбор состоял в том, чтобы быть нетрадиционной и ни на кого не похожей. Обязательств и программы, как стать популярной, у меня не существовало. Успех требует репетиций - вот это я знала наверняка. И, конечно же, я выбирала для себя ту музыку, исполнением которой могла бы гордиться сама. И ту, которая могла бы приносить мне радость долгое время.
РГ : Ваш последний альбом Orchard - ваша главная удача?
Райт : Я считаю себя поющей "рассказчицей историй". Это умение у меня наследственное, передалось от семьи. И когда я сочиняю новую песню или готовлю шоу, то ищу историю, которая резонировала бы с моей жизнью или судьбой близких. А иногда в песнях воплощаются мои наблюдения или воображения... Orchard как раз такая работа. Но подобное, смею вас уверить, будет происходить и в дальнейшем: я накапливаю впечатления, эмоции, сантименты (я человек довольно сентиментальный), а потом из них получаются новые песни. И мне приятно, что многим людям они тоже близки и понятны...