"Квант милосердия" - событие не киноискусства, а мировой игротеки. Но я не спешу присоединиться к коллеге, объявившему Бонда "позором нации". Чтобы оценить это кино, надо как минимум обладать чувством юмора.
Бонда снова играет Дэниел Крэйг. Если помните, недавно мир гадал: кто придет на смену Пирсу Броснану? Прочили Джуда Лоу, Колина Фаррелла, Орландо Блума, Эвана Макгрегора, Эрика Бану, и выборы по накалу напоминали президентские. Когда сообщили, что Бондом станет шатен-коротышка, чуть не случилась революция. Взвились знамена борьбы, интернет наполнился проклятьями, призывами бойкотировать премьеру, был создан сайт "Дэниел Крэйг - не Бонд!". Но "Казино "Рояль" вышло на экраны, и все успокоились. Новый Бонд устроил всех. Его серо-голубые глаза имели льдистый оттенок, какой бывает у прирожденных убийц.
Каждому времени - свой Бонд. Шон Коннери был романтик. Но эпоха рыцарства ушла, ее сменила эпоха прагматичного цинизма. И Бонд надел лицо киллера - у него же есть лицензия на убийство!
Теперь мы имеем уже два фильма с новым Бондом. Первый был в бондиане самым длинным - шел 144 минуты. Нынешний - самый короткий: 106 минут.
Вторая особенность новой ленты: это не самостоятельная авантюра, а сиквел - продолжение сюжета "Казино "Рояль". С точки, на которой закончился предыдущий фильм: там Бонд теряет любимую - теперь он будет за нее мстить. Столь сильное чувство для 007 в новинку: прежде он в женщине видел дорогую безделушку.
Деталь, греющая души славян-патриотов: красотка Бонда приехала с Украины - Ольга Куриленко. Это типичный случай Золушки, которой выпал шанс, и она им правильно воспользовалась. Она жила себе в Бердянске, штопала дырки в кофточках, училась играть на пианино и ходила в балетную школу. В 13 лет попала в Москву. В метро к ней подошли и предложили работу фотомодели. Через три года она была в Париже, через пять лет появилась на обложках и стала лицом косметических компаний. Ее начали снимать в кино. Доселе самый известный ее фильм - "Париж, я тебя люблю", где в новелле "Квартал Мадлен" она играла девушку-вампира, которая пьет кровь у Элайджи Вуда. Теперь ей суждена слава: оттенять мужские стати Джеймса Бонда дано не каждой.
Бонд будоражит планету скоро полвека. В чем тайна долголетия?
Бонда родил Ян Флеминг. Он был собкором агентства Рейтер в Москве. Сделал имя на репортажах со шпионских процессов конца 30-х. В годы войны подвизался в военно-морской разведке, а потом удалился на Ямайку, построил виллу "Золотой глаз" и там написал первый роман о Бонде - "Казино "Рояль".
Джеймс Бонд там не походил на элегантную машину для убийства. Он был чувствителен. Обладал тонкой душевной организацией. И страдал оттого, что надо убивать. В то же время Флеминг описывал агента 007 как холодного субъекта, к прекрасному полу почти равнодушного и зараженного мужским шовинизмом.
На экранах он сначала явился как телегерой - в спектакле "Казино "Рояль". Права на экранизацию первых книг о Бонде купило ТВ, и в кино агент 007 дебютировал в "Докторе Ноу" - по шестому роману Флеминга. Критики фильм разнесли - увидели в нем "моральный распад" и "истоки неофашистского кино". В США Бонда не заметили и раскусили только в "Голдфингере". Незамеченным прошел и боевик "Из России с любовью" - детище холодной войны, байка о советских кознях. Хотя девушка из России была красивой. Ее играла Татьяна Романова, но, несмотря на царственную фамилию, роль так и осталась у нее единственной.
Первым Бондом в кино был Шон Коннери. Продюсеры Альберт Брокколи и Гарри Зальцман выбрали его за "усредненность" облика. Он, как кукла Барби, которую каждый может наделить симпатичными ему чертами. Но расчет продюсеров был точным: они одарили героя повадками эстета и гурмана, знающего толк в женщинах, вине и автомобилях, и сделали его моделью для подражания. Бонд выполнял роль манекена. Люди стали носить очки, как Бонд, одеваться, как Бонд, интересоваться автомобилем Aston Martin DB5, курить сигареты Mooreland - он стал эталоном элегантности.
Флеминг умер в 1964 году, не успев узнать, какое мощное влияние окажет его герой на ход мировой культуры. Это с ним пришло в кино, например, понятие "гламур". Фильм стал подобен подиуму, магазинной витрине. Его герой и не должен был напоминать живого человека. Он не имел права стареть. А актеры стареют - это одна из причин, по которым Бонды стали меняться. Интересно, что Бондом N 2 стал не актер, а манекенщик из Австралии Джордж Лэзенби. Он сыграл в фильме "На секретной службе Ее Величества", но от новых съемок отказался. Уговорили Шона Коннери, и в последний раз тот сыграл Бонда в "Бриллиантах навсегда", затребовав гонорар в 1 млн 250 тысяч долларов плюс проценты от сборов.
Менялся антураж. География становилась экзотичней, а отношение к герою - менее серьезным: в фильмы проник юмор, которого нет у Флеминга, и теперь это не столько кино, сколько игра. Играть все любят и каждый раз, когда на экране тянутся заковыристые титры, предвкушают безопасное приключение без отрыва от дивана.
Единственное, что оставалось неизменным, - принцип подбора актеров. Внешне они разные - Лэзенби, Мур, Далтон, Броснан. Но их объединяет "стертость" облика. Это ребята с плаката. И сексуальности в них ровно столько, сколько в плакате, - ни граммом меньше, ни граммом больше. Девушек своих они целуют без пароксизмов страсти, но красиво.
Так что легко понять отчаяние фанов при появлении Дэниела Крэйга. Они привыкли к пластмассе, выбор продюсеров им казался изменой. На самом деле это был возврат к первоначальному Бонду. Единственная вольность, которую позволили себе авторы, - отношения Бонда с женщинами: в "Казино "Рояль" и в "Кванте милосердия" его любовь более глубокая и жертвенная. Бонд теперь не только не похож на кукольных персонажей Мура или Броснана, но стал их противоположностью. Он коренаст, волосы взъерошены, он сбросил крахмальную манишку и впервые в своей практике вспотел. Он спустился с небес и стал своим. С человеческими слабостями, проколами, поражениями.
Враги Бонда были "мировым злом". Теперь они конкретны: террористы и их финансовый спонсор - в "Казино "Рояль", бандит-коррупционер, жаждущий контроля над природными ресурсами, - в "Кванте милосердия". Впрочем, в бондиане не важно, кто и зачем рискует. Важен адреналин. И тут новый фильм не даст заскучать с первых кадров. Но не случайно "Доктора Ноу" сочли началом "неофашистского кино": он предварил наступление эры, научившейся видеть в насилии род потехи. Уровень садизма в новых лентах заставил английскую цензуру установить возрастное ограничение до 12 лет.
"Квант милосердия" снял опять новый режиссер - Марк Форстер ("Бал монстров", "Волшебная страна"). Но от следующего контракта он уже отказался: жизнь ему дорога. Это мы в зале восхищаемся легкостью, с какой герои колошматят друг друга, а Крэйг на съемках делал пластическую операцию, чтобы скрыть следы травм.
Успех нового Бонда говорит о том, что пора компьютерных пупсов проходит. 007 у Крэйга ближе суровому Джейсону Борну, чем сладчайшему персонажу Роджера Мура. Впрочем, не нужно быть оракулом, чтобы предположить, что финансовый кризис внесет коррективы и в репертуар, и в эстетику кино. Денег на стомиллионные проекты не будет, и компьютерные спецэффекты уступят место - пусть временно - традиционным средствам киноязыка. Возможно, даже снова появится спрос на человеческие драмы, мелодрамы и те самые комедии-сказки, которые когда-то вытащили Америку из Великой депрессии, делая зрителям инъекции оптимизма.