За астрономическую цену - 60 миллионов долларов против стартовой 49 миллионов - была продана на днях на торгах аукционного дома "Сотбис" в Нью-Йорке картина русского художника-авангардиста Казимира Малевича "Супрематическая композиция". По подсчетам экспертов, это стало самой высокой ценой, заплаченной когда-либо за произведение русского искусства и Малевича в частности.
И хотя телефонный покупатель остался, как это часто бывает, неизвестен, многие знатоки рынка утверждают, что во владение картиной вступил именно русский. Из ряда коллекционеров-олигархов, способных во время мирового финансового кризиса совершать столь фантастические покупки. В целом итоги этого аукциона не слишком порадовали устроителей. Из 70 лотов было продано чуть больше половины за 220 миллионов долларов. К тому же "Сотбис" не реализовал и две трети шедевров стоимостью от десяти миллионов долларов. Раньше такого не было. Основная причина - финансовый кризис, который привел к спаду спроса среди традиционной массы покупателей-американцев и европейцев на шедевры искусства.
Правда, представители аукционного дома "Кристис" надеются в конце ноября с помощью опять же русских взять реванш на "неделе русского искусства" в Лондоне. Там будет продаваться русская живопись, работы из серебра, иконы, книжная графика и лаковые миниатюры. Главным лотом "русской недели" станет полотно Натальи Гончаровой (1881-1962) "Натюрморт с арбузами". Его эксперты оценивают в 1,5-2 миллиона фунтов. Основные надежды организаторов этого аукциона также связаны с русскими покупателями. Бешеный спрос со стороны российских инвесторов в последние годы привел к тому, что русское искусство на какое-то время стало двигателем мировой аукционной торговли. "На рынке больше русских коллекционеров, чем русских картин", - говорят сегодня западные аукционисты.
Напомним, накануне, 14-15 октября этого года, аукционный дом "Кристис" уже сделал вылазку в Москву- привез на специальный показ около 50 шедевров искусства, которые намерен продать на предстоящих "зимних" торгах в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге. Цель- завлечь и заполучить потенциальных клиентов - была частично оправданна. В Москве в те дни был аншлаг, и состоятельная публика, представленная известными отечественными банкирами, руководителями финансовых корпораций и промышленниками, активно приценивалась к предметам беспроигрышных инвестиций. В том числе к работе Василия Кандинского 1910 года. Ее начальная цена на предстоящем аукционе - 20 миллионов долларов. Представитель "Кристис" с оптимизмом заметил, что цену на мировом арт-рынке сегодня формируют прежде всего "новые рынки, которые активно интересуются искусством - российским, китайским, арабским, индийским".
Последние торги на аукционах "Кристис" и "Сотбис" показывают: русское искусство продолжает дорожать. Первоначально оцененная в 400-600 тысяч фунтов картина "Радуга" Константина Сомова была в прошлом году продана за рекордные 3,7 млн фунтов. Эксперты уверяют, что работы отечественных мастеров покупаются в основном даже не российскими коллекционерами, а скорее инвесторами, которые, видя рост цен на предметы живописи, стремятся заработать на нем.
Между тем неменьший интерес к искусству и предметам антиквариата в России с началом финансового кризиса стали проявлять и простые россияне-инвесторы. Те, кто способен выложить от 100 долларов за старинную монету или гравюру. Как считает Анна Баранова, сотрудник российского аукционного дома "Гелос", на фоне нестабильности фондовых рынков и экономического спада в России сегодня наблюдается бум именно "нетрадиционных форм инвестиционной активности". Это в первую очередь "недорогие" вложения в антиквариат, в алкогольные напитки или в украшения. Кстати, ее точку зрения разделяет и пресс-секретарь Международной конфедерации антикваров и дилеров Мария Рязанова. В России, по ее словам, значительно прибавилось людей, интересующихся предметами старины и ценами на них, тех, кто сегодня ищет альтернативные способы размещения своих денежных средств с точки зрения инвестиций. Оценивая результаты октябрьского 25- го Российского Антикварного салона в Доме художника на Крымском Валу, собеседница "РГ" заметила, что "рынок антиквариата сегодня в наименьшей степени подвержен кризису, чем другие сегменты". В основном спросом среди россиян-коллекционеров и инвесторов пользуются предметы дорогой живописи - а это старые мастера, русская живопись, западноевропейская живопись. Кроме того, антикварные ювелирные украшения, старинное оружие, флористика, нумизматика. "Серьезные" продажи идут и в сегменте военной истории. Ордена, медали Российской империи растут в цене ежегодно. Так, в этом году ценовой рекорд побила цепь высшей награды Российской империи - ордена Андрея Первозванного. Она была продана за 14, 5 миллиона рублей, то есть более полумиллиона долларов. Два лота превысили отметку в 10 миллионов рублей. 12 лотов достигли конечной цены - свыше 1 миллиона рублей! В лоты-"миллионники" вошли знаки орденов Святой Анны, звезды ордена Белого Орла и Святого Александра Невского, знаки орденов Святого Владимира, Святого Станислава, Святого Георгия разных степеней. "Эта тенденция, - поясняет Мария Рязанова, - еще раз подтверждает мнение многих аналитиков антикварного и нумизматического рынков, знатоков сегмента орденов и медалей Российской империи о том, что в период кризиса многие покупатели предпочитают приобретать "шедевры и уникальные художественные и исторические редкости". Или уж совсем дешевые предметы -возможно, для подарков. К примеру, самые недорогие лоты "книжного" аукциона, представлявшего собой подборку книг и документов по гражданской и военной истории, России, выглядели так- подборка почтовых открыток с видами броненосца "Слава" и его экипажа. 6 штук. Франция, 1908 год - продана за 8 тыс. руб. Книга Л.В. Гольденвейзера "Силуэты революции. Первый русский генерал-революционер М.Ф. Орлов". 1917 год - за 5 тысяч рублей.
Собственно, схема антик-бизнеса проста. Участники рынка рассказывают: "Сегодня вы покупаете антикварный предмет - монеты, марки, статуэтки, картины, иконы, а через несколько лет перепродаете". Для того чтобы начать инвестировать в открытки, марки, монеты, старинные и редкие книги, достаточно 100 долларов. 10 тысяч долларов понадобится для покупки ценной картины, которая за год гарантированно подорожает в 2 раза.
"В долгосрочной перспективе пока рано говорить о прямом влиянии экономического кризиса на рынок российского антиквариата",- сказал "РГ" руководитель российского аукционного дома "Гелос" Олег Стецюра. Однако, по его словам, поскольку предметы старины не виртуальный, а устойчивый материальный актив и им интересуется элитарная, кредито-способная часть российских инвесторов, то ценообразование не пострадает, то есть в цене предметы старины расти будут. Во всяком случае, сегодня спрос не пострадал ни по ценам, ни по количеству реализации предметов. "Но надо понимать, что инвесторы, стараясь сохранить во время кризиса незамороженными деньги, ищут объекты для вложений с повышенной ликвидностью", - говорит Стецюра.
Единственно, по его словам, сегодня заметен "спад поставщиков". Это связано с тем, что продавцы боятся продешевить или думают, что у них возникнут затруднения с получением денег, предполагает Стецюра.
Справка "РГ"
По данным российского аукционного дома "Гелос", годовой объем антикварного рынка в России оценивается в 500-700 миллионов долларов. Инвестиции в антиквариат приносят в среднем 20-30 процентов годовых.