Новости

06.11.2008 05:00
Рубрика: Власть

Коррекция, а не реформа

Сегодня "РГ" публикует основные положения Послания президента Федеральному Собранию

Об увеличении срока полномочий президента и Госдумы

Предлагаю увеличить сроки конституционных полномочий президента и Государственной Думы до шести и пяти лет соответственно. Но хочу прямо сказать - речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все-таки уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов. Кроме того, предлагаю расширить конституционные права Федерального Собрания и отнести к предмету ведения Государственной Думы контрольные функции в отношении исполнительной власти. Установив конституционную норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Чем более свободна и разнообразна общественная жизнь, чем динамичнее экономика и острее политическая борьба, тем прочнее и стабильнее должны быть фундаментальные институты демократии, ее несущие конструкции, на которых держится все здание демократического государства. Российская политическая культура и наше общественное мнение отводят эту роль президенту и Федеральному Собранию - двум институтам государственной высшей власти, которых отличает прежде всего то, что они избираются всенародно и действуют от имени всей страны. Убежден, что наше движение к свободе и демократии будет успешным и неуклонным лишь в том случае, если авторитет президента и Государственной Думы будет достаточно высоко, основан не только на предвыборных обещаниях, но и на практических результатах деятельности, если у них будет достаточно времени, чтобы все заявленное провести в жизнь. И результаты своей работы реально показать народу, отчитаться за них перед избирателями, перед страной.

О Конституции

Реформирование российской Конституции недопустимо. Реформаторский зуд в отношении Основного Закона абсолютно неуместен. Российская Конституция эффективна. Она работает. Ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми. Говоря о продлении сроков полномочий президента и Госдумы, следует подчеркнуть, что речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции, о действительно важных, но все же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов. Это скорее дает необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования.

О поправках в закон о партиях

В закон о партиях надо внести поправки, обязывающие производить ротацию руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партий дольше определенного срока. Поэтапно должно быть снижено минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии. Представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Нужно, чтобы они избирались при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей, правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских. Прошу предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций, Общественной палаты. Думаю, было бы полезно их обязательное участие в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы - свободы человека, вопросы здоровья, вопросы собственности. В связи с этим необходимо внести изменения в регламенты работы Совета Федерации и Госдумы. В Федеральном Собрании должны иметь представительство только партии, набравшие максимальное количество голосов по результатам выборов. Пока не считаю необходимым снижать барьер прохождения в Государственную Думу, установленный законом для депутатов. Но партии, получившие от 5 до 7 процентов голосов, могли бы гарантированно рассчитывать на 1-2 депутатских мандата. Данная схема позволит, с одной стороны, сохранить систему поощрения и укрепления крупных партий, а с другой - дать парламентскую трибуну малым партиям, представляющим интересы достаточно значительного числа людей. Также предлагаю закрепить исключительное право выдвижения в органы власти соответствующих кандидатур за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны. Считаю целесообразным отмену денежного залога на выборах всех уровней. Надо обсудить и возможность поэтапного снижения количества подписей избирателей, собираемых для участия в Государственную Думу, а партии, которые в ходе следующих выборов в Государственную Думу смогут набрать более 5 процентов голосов либо создавшие фракции более чем в трети региональных парламентов, надо полностью освободить от сбора подписей.

О формировании Совета Федерации

Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных представительными органами власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Так называемый "ценз оседлости", предписывающий членам Совета Федерации проживать в ранее определенном регионе определенное количество лет, должен быть отменен. В результате в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти субъектов Федерации, но и самое главное - непосредственно его население.

О сокращении территориальных органов исполнительной власти

До сих пор не найдена схема оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Их вообще очень много. Надо их сокращать. Также необходимо выработать схему их эффективного взаимодействия с региональными органами власти. Норма Конституции, по которой федеральные и региональные органы власти образуют единую систему, до сих пор в полной мере не реализована. Правительству следует еще раз изучить этот вопрос и представить необходимые предложения, в том числе с учетом установленных критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов Федерации.

О государственных приоритетах

Свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут приоритетом государственной политики в России. Заявленные Конституцией цели, ценности и механизмы их достижения доказали свою состоятельность, помогли нашему обществу преодолеть трудности и выйти на путь устойчивого развития. Мы будем дальше максимально использовать потенциал Основного Закона. Главное, это сделать все необходимое, чтобы помочь людям проявить себя, и особенно открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут приоритетом государственной политики, будут нашей главной заботой. Государственная программа по формированию в России современной системы здравоохранения должна быть принята уже в этом году. Нельзя забывать о старшем поколении. Пенсионная система не может ориентироваться на абстрактные, средние показатели, каждый человек должен иметь абсолютное понимание, как он может достигнуть определенного уровня жизни - сколько ему гарантировано государством, сколько он получит от обязательных взносов, перечисляемых работодателем, а сколько нужно откладывать самому. Уже приняты принципиальные решения, в том числе о повышении пенсий тем, кто зарабатывал часть своей пенсии в советское время. А также о повышении тарифов пенсионного страхования до уровня, позволяющего достичь европейских стандартов пенсионного обеспечения.

Считаю, что именно в этих важнейших для жизни сферах - в образовании, здравоохранении и пенсионном обеспечении - люди должны ясно увидеть, зачем нужен экономический рост, какие плоды он приносит и как они распределяются.

О демократии

Российское общество за последние годы доказало приверженность демократическим ценностям, и сейчас вопрос состоит лишь в том, как должна дальше развиваться демократия в России. Конституция предопределила путь обновления России как государства свободной нации, как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинства каждого человека. На новом этапе развития российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно в основном освоило навыки практики и процедуры демократии. И в отличие от недавнего прошлого демократическое устройство уже не ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией. Новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов, успешно бороться с терроризмом и с внешней агрессией. Считаю, что сейчас граждане России гораздо в большей степени, чем в начале реформ, готовы к свободной деятельности без государственной опеки.

Об основных ценностях

Наши нравственные ориентиры и ценности, наши устои, проще говоря - вполне очевидные вещи, общее понятие о которых делает нас единым народом, Россией. Это то, от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах. Это справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей, реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции, добивающаяся достойного места для каждого человека и для всей российской нации в системе международных отношений. Это свобода - личная, индивидуальная свобода, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий и свобода общая, национальная; самостоятельность и независимость Российского государства. Жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов и признание независимости Южной Осетии и Абхазии - это, кстати, пример такой защиты. Семейные традиции - любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм при самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах - всегда вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

О бюрократии

Государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку и к свободной деятельности. Эта логика подталкивает ее к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически кошмарит бизнес, чтобы не сделал чего-то не так, берет под контроль средства массовой информации, чтобы не сказали чего-то не так, вмешивается в избирательный процесс, чтобы не избрали кого-нибудь не того, давит на суды, чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому, и так далее. В результате государственный аппарат у нас - это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно - коррупцию, она порождает массовый правовой нигилизм, она вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии. Сильное государство и всесильная бюрократия - это не одно и то же.

О коррупции

Для свободного демократического и справедливого общества враг номер один - это коррупция. Национальный план противодействия коррупции подписан еще в июле, а соответствующий пакет законов уже внесен мною в Государственную Думу. Их главная особенность - в комплексности, системности и адресной направленности, в первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов. Сейчас уже вносятся изменения в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни и органов внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности, судей и служащих аппаратов судов, органов государственной власти и муниципальных органов. Крайне важно и то, что антикоррупционная работа строится на использовании мер упреждения, на создании атмосферы невыгодности коррупционного поведения. Среди этих мер серьезное повышение требований к государственным и муниципальным служащим. Речь идет о предоставлении дополнительных сведений об их доходах и имуществе, в том числе принадлежащих членам их семей. Достоверность декларируемых сведений будет тщательно проверяться вплоть до использования оперативно-розыскных возможностей. Государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения на службе. Их невыполнение должно влечь дисциплинарную, а в необходимых случаях административную и уголовную ответственность. Вводятся меры уголовного наказания за злоупотребления полномочиями лицами, которые исполняют управленческие функции вне государственных организаций. Они будут соответствовать тем, которые применяются к госслужащим. Вводится административная ответственность юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица. Кроме того, устанавливается контроль за имущественным положением лиц с особым правовым статусом, прежде всего судей. Названные меры, безусловно, строги, но необходимы.

Об экономическом кризисе

Экономический кризис, не нужно обольщаться, еще далек от завершения. Весь этот период нам нужно быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности нашей работы, так и к обоснованности новых планов и программ. Это касается и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека. Уверен, что мы справимся со всеми трудностями и уже в ближайшем будущем сформируем современную самостоятельную финансовую систему, способную противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач. Больше всего сейчас необходимо доверие и сотрудничество. Мы не должны ни на день откладывать решение наших стратегических программ. В сложившихся условиях нужно как никогда действовать на опережение. Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие вызовы и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии.

О военном ответе России на развертывание ПРО в Европе

Россия разместит в Калининградской области оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер" и пересмотрит планы снятия с боевого дежурства дислоцированных в Калужской области трех полков РВСН в ответ на развертывание в Восточной Европе элементов стратегической ПРО США. Предусматривается и использование сил ВМФ России. Из Калининградской области также будет осуществляться радиоэлектронное подавление объектов американской противоракетной обороны. Но это меры вынужденные. Мы не раз говорили всем нашим партнерам, что мы настроены на позитивное сотрудничество, хотим действовать против общих угроз, хотим действовать совместно. Но нас, к великому сожалению, слушать не хотят.

По материалам агентств подготовила Екатерина Власова

Власть Позиция Власть Работа власти Госуправление Бюджетное послание президента-2009
Добавьте RG.RU 
в избранные источники