Управляющая компания БЦБК распространила заявление, в котором сообщает, что возобновления работы не будет. С 10 ноября начнется консервация предприятия.
Cократят 1 370 человек из 2 700, оставшиеся будут обеспечивать работу ТЭЦ комбината.
Кроме того, на пятничном совещании в Иркутском областном правительстве, посвященном вопросу БЦБК, гендиректор комбината Андрей Дрибный поднял вопрос о покупке угля для котельной, отапливающей Байкальск, за счет областного бюджета.
- Ежемесячные расходы на содержание котельной достигают 35 миллионов рублей в месяц, - заявил топ-менеджер. - Комбинат и без того несет колоссальные убытки и не может позволить себе такие расходы.
- Мы готовы финансировать покупку угля, но хотели бы понять, кто при этом станет собственником ТЭЦ, - заметил на это Дмитрий Шейбе, заместитель губернатора Иркутской области. - Речь не идет о покупке активов - там покупать нечего. Здания и оборудование старые, не модернизировались со времен постройки комбината. Надо будет выработать другой механизм передачи объекта.
Со вчерашнего дня в Байкальске действует чрезвычайная рабочая комиссия, которая призвана предотвратить негативные последствия остановки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Хотя ее участники признают, что кардинально решить вопрос занятости уволенных работников за отведенное законом время невозможно. Все предложения - об альтернативных предприятиях требуют времени и средств.
- Но если ничего не предпринимать, то дело вообще не сдвинется с мертвой точки, - заявил Шейбе. - Позиция региональных властей в отношении комбината сегодня такова: если предприятие в состоянии достичь высокой степени экологичности (а такие технологии сегодня существуют), то оно может продолжать свою работу. Сейчас же для нас гораздо важнее сохранить город, чем сберечь комбинат. Наша главная задача - ослабить зависимость Байкальска от БЦБК. Ради этого строились очистные, ради этого мы хотим получить ТЭЦ, ради этого разрабатываем планы альтернативных производств.
Однако областные чиновники отмечают, что очень хотели бы познакомиться с мнением Росимущества, которое от имени государства распоряжается 49 процентами акций предприятия. До сих пор это ведомство хранит молчание. Позицию пассивных наблюдателей заняли и все общественные организации, которые яростно требовали перепрофилирования или полного закрытия комбината.
- Но почему только управляющая компания и региональный центр должны биться над этой задачей? - задается вопросом Дмитрий Шейбе. - Закон об охране озера Байкал - федеральный. Значит, центр должен компенсировать издержки, возникающие при исполнении закона. Наконец, если в мире так беспокоятся о всемирном наследии, давайте создадим всемирный фонд по снятию накопленного загрязнения на озере. Давайте откроем центр международного мониторинга на Байкале, который будет изучать загрязнение озера и сможет объективно сказать, какова доля в этом БЦБК, а какая - прочих предприятий, стоки которых, так или иначе, попадают в Байкал. И, исходя из информации от этого независимого центра, принимать решения о судьбе предприятий и городов.
Между тем
На прошлой неделе полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин провел совещание, в котором приняли участие представители комбината, военно-промышленного комплекса (крупного потребителя байкальской беленой целлюлозы) и администрации Иркутской области. На встрече говорилось о поиске новых технологий, которые позволят выпускать беленую целлюлозу в условиях замкнутого водооборота, без экологического вреда озеру. Однако, судя по всему, твердых договоренностей так и не было достигнуто.