Прибыльные сельхозпредприятия ЮФО становятся лакомым куском для рейдеров

Прибыльные сельхозпредприятия становятся лакомым куском для желающих завладеть доходным бизнесом.

В суде Ленинского района Ростова два генеральных директора одной агропромышленной компании оспаривают полномочия друг друга. На кону - активы успешного предприятия, оцененные в десятки миллионов рублей. Конфликт развивался по типичному для рейдерского захвата сценарию: взаимное непризнание директоров, проводимые без кворума собрания, арест имущества и долгое разбирательство в суде.

В данном случае суд оказался в непростой ситуации: с одной стороны - директор, которого поддерживают и регулярно переизбирают на всех собраниях акционеры, признают все партнеры и поставщики предприятия. С другой - директор, который официально числится держателем более половины акций предприятия.

Кто бы из директоров-противников не победили в суде через месяц-другой, компания ему достанется в изрядно потрепанном состоянии. Из-за ареста активов работа приостановлена и вот-вот начнут начисляться пени по просроченным счетам за аренду офисов и складов, коммунальные платежи, невыполненные обязательства перед партнерами. Приставы арестовали имущество предприятия, деятельность некогда процветающей фирмы парализована. Убытки из-за вынужденного простоя достигают пяти миллионов рублей ежемесячно.

Каким бы судебным решением ни завершился этот непростой процесс, очевидно, что он станет вехой для южнороссийского агропрома. Впервые предметом спора между собственниками стали не традиционно высоколиквидные составляющие российского села - земельные паи, недвижимость или уборочная техника - а сам бизнес в чистом виде, то есть раскрученный бренд, "место под солнцем" на конкурентном рынке, налаженные связи с поставщиками и покупателями.

Впрочем, в том или ином виде попытки захвата сельхозпредприятий извне в регионе уже случались. Многие связывают это с двумя факторами: возросшей рентабельностью сельхозпроизводства в России и начавшимся кризисом в финансово-кредитной сфере. Из-за отсутствия дешевых коротких и длинных денег даже крепко стоящие на ногах хозяйства оказываются беззащитными перед грамотной рейдерской атакой.

- Фермерские хозяйства испытывают серьезные проблемы с получением кредитов, - отметила заместитель директора государственного учреждения по работе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными кооперативами Ставропольского края Вера Белихова. - Банки или не дают их вовсе, или искусственно создают условия, делающие кредитование нерациональным. Как быть? Выход один: хозяйства вынуждены по дешевке продавать зерно. Тонна продовольственной пшеницы стоит 4000 рублей, а тонна кукурузного зерна идет за 2500 рублей - то есть по себестоимости. Все это делает агрохозяйства уязвимыми перед рейдерами.

На Ставрополье за последнее время откровенных попыток недружественного поглощения предприятий пока не было. Правда, первый заместитель министра сельского хозяйства края Алексей Яловой сообщил, что помимо обычной, существует и так называемая скрытая форма рейдерских захватов - когда акции скупаются втихомолку.

- Последний раз попытки захвата сельхозпредприятий наблюдались на Кавказских Минеральных Водах около двух лет назад, - сообщил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Владимир Рохмистров. - "Пираты" тогда чувствовали слабость краевой власти и активно этим пользовались. Сейчас картина изменилась, новая губернаторская команда вряд ли позволит развернуться "налетчикам" на селе.

Комментарии

Александр Родин, президент ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Ростовской области:

- Первый случай рейдерства в АПК ЮФО произошел два года назад - "налетчики" захватили фермерское хозяйство на Кубани. Сейчас такие попытки предпринимаются все чаще. Рейдеры захватывают землю и готовый бизнес. Способы самые разные. Приведу пример: фермерское хозяйство попало в тяжелую ситуацию из-за долгов, и "понимающий" кредитор заявил: долг требовать не буду, но для гарантий требую ввести меня в правление хозяйства и сделать его главой. Делать нечего - выбрали его главой. А он стал набирать новые кредиты, а деньги переводить на счета своих структур. В итоге завалил крепкое предприятие, после чего можно было спокойно умывать руки и скупать активы банкротов за бесценок.

Александр Жуков, директор представительства финансовой корпорации "Открытие" в ЮФО:

- Цель рейдерской атаки в сельском хозяйстве - не сам бизнес, а недвижимость, чаще в виде земельных паев. Идет охота за земельными паями на селе, которые приобретают порой за смешные деньги. Были случаи, что и по пять рублей за сотку.

Рентабельность рейдерства в АПК очень высока. Во-первых, за счет того что себестоимость проведения атаки сравнительно низкая: землю у селян можно приобрести чуть ли не за шапку сухарей. Во-вторых, земля - это самый быстрорастущий инвестиционный актив. Само сельхозпроизводство рейдера не интересует.

Даже в городах рейдерские атаки чаще совершаются не на бизнес, а на имущество: земли заводов, проектных институтов, различных организаций. Причем ценны даже не сами нежилые помещения, а земля под ними. Значительная часть того, что застраивается сейчас в ЮФО, возводится на территориях бывших промышленных предприятий и было приобретено методами, близким к рейдерским.

Если говорить об атаке на бизнес, то она более рискованна по сравнению с атакой на землю. В бизнесе часто все завязано на личных отношениях, и со сменой директора уйдут и все работающие контакты: поставщики, клиенты, смежники. Атаку на бизнес могут совершить лишь люди изнутри самой компании.

Справка "РГ"

Рейдерство - процедура слияния и поглощения компании путем скупки ее акций или долей вопреки воле его руководства. Формально не является противозаконным бизнесом.