Согласно прогнозу Института народнохозяйственного прогнозирования РАН к середине будущего года число безработных в России увеличится на 270-340 тысяч человек.
Одновременно в 2009 году планируется разрешить въезд в страну с целью трудоустройства почти четырем миллионам иностранцев. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, главным из которых, на наш взгляд, является вопрос: как будут себя чувствовать российские работники? Не создадут ли иностранцы дополнительную конкуренцию?
При всем уважении к иностранным гражданам и понимании их важной роли в экономике нашей страны было бы, мягко говоря, странным первым долгом заботиться о "гостях", а уже потом о своей собственной семье. И президент РФ в Послании Федеральному Собранию высказался на этот счет абсолютно недвусмысленно: "Мы должны прежде всего сохранять баланс на рынке труда и обеспечивать интересы российских граждан".
Итак, есть ли реальная угроза возникновения дисбаланса на рынке труда и как его предотвратить? То, что иностранцы, особенно из соседних стран, окажут давление на наш рынок, практически ни у кого не вызывает сомнений. Экономическая ситуация в России объективно лучше, чем во многих других государствах-соседях. Неизбежно к нам потянутся "гости" - званые и незваные. Временные прогнозы на этот счет разные. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова на днях предположила, что речь идет о двух-трех месяцах, после чего мы можем столкнуться с негативными изменениями на рынке труда.
Пока же, как утверждают представители власти, ситуация стабильна и под контролем. Как заявил вчера на пресс-конференции заместитель директора Федеральной миграционной службы Анатолий Кузнецов, пока в России нет фактов массовых сокращений работников, в том числе трудовых мигрантов. И даже если они начнутся, то, по мнению Кузнецова, гастарбайтеры вряд ли смогут составить конкуренцию россиянам: "Сейчас под высвобождение попадают преимущественно офисные сотрудники. Мигранты же занимаются в основном низкоквалифицированным трудом на стройках, транспорте, в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве, то есть работают в областях, куда наши просто не идут ни при каких раскладах".
Аналогичной точки зрения придерживаются и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Там считают, что нет необходимости урезать на следующий год квоты на привлечение иностранной рабочей силы. В профсоюзной среде, напротив, очень опасаются, что в каких-то отраслях и регионах иностранцы начнут выдавливать коренных жителей, и предлагают сократить и жестко регулировать внешний миграционный поток.
Похоже, что власти пока не намерены делать резких движений в отношении трудовой миграции, но уже готовятся к различным вариантам развития событий. В частности, замглавы ФМС Анатолий Кузнецов сообщил, что в случае массовых сокращений самих мигрантов в крупных промышленных городах усилия службы будут направлены на то, чтобы "повернуть" потоки иностранцев в депрессивные регионы, чтобы поспособствовать их экономическому развитию.
Правда, внятного ответа на вопрос, каким именно образом ФМС планирует перенаправлять эти потоки и чем "заманивать" мигрантов в глубинку, Анатолий Кузнецов так и не дал. Сказал только, что уже сейчас регионы постепенно переходят на организованный набор мигрантов - привлечение конкретных специалистов на конкретные рабочие места. К примеру, правительство Москвы в настоящее время создает единый миграционный центр, в котором по соглашению с правительством Республики Таджикистан будет размещено определенное количество нужных по профессии трудовых мигрантов. Подобные центры в ближайшее время будут построены в крупных узловых субъектах, таких, как Астрахань, Оренбург, Новосибирская и Курганская области.
Впрочем, регулирование потоков внешней трудовой миграции - лишь один из элементов устранения дисбаланса на рынке труда. По-прежнему остается нерешенной проблема внутренней трудовой миграции, что также подчеркнул президент в своем Послании. Необходимо, по мнению главы государства, "создать реальные условия для повышения мобильности российских граждан - как эффективного способа перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд". И здесь у нас достижений, увы, еще меньше, чем в вопросе организации оргнабора для иностранцев.