Режиссер Иван Дыховичный - фигура в нашем кино особая. Успешный актер Таганки, он посвятил себя кино.
Его "Прорва", "Музыка для декабря", "Копейка" представляли кинематограф исследовательский, внимательный к истории человека и общества. "Вдох - выдох" озадачивал прихотливостью формы. Картин мало, вынашиваются трудно. Нелегок и путь к новому фильму.
Вынос тела
Российская газета: Вы собираетесь снять фильм о Маяковском. Расскажите подробнее.
Иван Дыховичный: Эту идею я предложил Первому каналу: многосерийный фильм "Лиля". Лиля Брик - выдающаяся фигура. Ее жизнь охватывала такое пространство времени и таких людей, что хватило бы на десять картин. Я склонял Константина Эрнста снять фильм для кинотеатров. Но у него были свои аргументы, и я согласился. И предложил двойной фильм: "Лиля" - для ТВ и "Володя" - для кино. Идея такова. Следователь приезжает в Гендриков переулок, где застрелился Маяковский, и застает вынос тела. И начинает опрашивать людей, которые общались с поэтом в последние дни. Сам он не любит Маяковского, не нравятся ему и эти люди, живущие буржуазной жизнью. Но он понимает, что эти люди Маяковского предают, и начинает испытывать к нему сострадание. Понимает, что в мире что-то важное сломалось. Такой простой сюжет. Эрнсту он понравился. Но это костюмная картина - большие деньги. Стали их искать. И так дожили до кризиса. Но я не оставляю надежд, что этот фильм сниму.
РГ: Что это по жанру?
Дыховичный: Триллер. Страшная история. Похожа на нынешнюю ситуацию - история повторяется. 1930 год, уже все начиналось. Люди хотели, чтобы над ними стоял кто-то сильный, кто точно знает, куда идти. Интеллигенты ринулись именно в эту сторону. Сами стали отдавать все ценности - чтобы жить спокойно. А дальнейшее мы знаем. Конечно, я не могу делать прямых параллелей. Но опасность возникает. Разгульность, купечество, барство, презрение к "простым людям". Очень похоже. Маяковского за два года до гибели перестали печатать. У него уже не было паспорта, чтобы выезжать за границу. А ведь это один из главных героев эпохи! Без всякого телевидения его знала вся страна! Но он оказался в вакууме и мучительно это переживал. Никто не ждал его смерти, но почему-то она случилась именно в этот момент.
РГ: В "Прорве" вы пригласили на главную роль мировую звезду - Уте Лемпер. Теперь хотите на роль Лили Брик пригласить Изабель Юппер.
Дыховичный: Изабель - человек глубокий, любит русскую культуру, изучает язык. Но задачи пригласить западную звезду у меня не было: если бы я видел на эту роль русскую актрису, я бы не предложил ее Юппер. Но она одна из лучших мировых актрис и очень похожа на Лилю Брик. Маленькая, но сильная женщина, некрасивая, но привлекающая огромное внимание. Эта роль ей точно по плечу. В фильме есть еще четыре женские роли, с ними проще. В России неважно с артистами: избаловались, играя жлобов и подонков. Но есть замечательные актрисы.
РГ: Вы думаете, с меньшим бюджетом фильм снять невозможно?
Дыховичный: Там должна быть короткая, но дорогая в постановочном отношении сцена - похороны Маяковского. Она может длиться 40 секунд, но будет стоить больших денег. Нужно показать масштаб события: пришло около ста тысяч человек! Когда его не стало, все вдруг переменили свое мнение. Люди говорили не то, что говорили за день до того.
Страна Джеймсов Бондов
РГ: Расскажите о недавнем фестивале "Завтра" - ваши впечатления как его президента.
Дыховичный: Задача фестиваля - открыть новые горизонты. Авторы фильмов - люди, которые дерзают. Ошибаются, но ищут. Они не делают массовое кино - их фильмы разведывают возможности кинематографа. Это люди, которых интересует жизнь. Жизнь разная, поэтому картины не похожи друг на друга.
РГ: Вы довольны компанией, которую привлек фестиваль?
Дыховичный: Приехали выдающиеся люди. После первого фестиваля стало известно, что у нас хорошая атмосфера. И решения жюри были объективны и не преследовали политических целей. Мы приглашали многих в надежде, что хоть кто-то сможет приехать, но приехали все!
РГ: Так не бывает даже на Московском фестивале. Кстати, зачем понадобился еще один международный фестиваль в Москве, какую лакуну вы хотели заполнить?
Дыховичный: Мы не отдаем себе отчета, какая это сила - кино. Советы понимали эту силу и весьма кино занимались. Теперь никто не думает о том, что кино может выполнять кроме развлекательных другие функции. И отдали его на растерзание меркантильным людям. Эти люди считают день ги главным критерием в оценке человека. Раз у них много денег, значит, они богом помазаны, - я много раз слышал от них эту фразу. Они считают, что они выше нас, что они нами правят. И они предлагают нам пойти их путем. Жить под девизом "Гуляй, братва!". Я видел их фильмы. Там нет ни одной мысли, чувства примитивны, образы вульгарны. Это разрушительная система. Она царит на ТВ и оказывает влияние на людей. У нашего кино была замечательная аудитория: ученые, учителя, врачи, музыканты, студенты. Сегодня для этой аудитории нет ни-че-го! Если и снимут пару таких лент в год, то их нигде не покажут. Прокатчики уверены, что это кино никому не нужно. Меня это возмущало до такой степени, что я придумал фестиваль "Завтра". Наше министерство культуры относится к нам с уважением, но его финансирования хватит только на то, чтобы привезти одного гостя из Лос-Анджелеса. Деньги дала компания Audi.
РГ: Какая аудитория собралась вокруг фестиваля?
Дыховичный: Такую в последний раз я видел в Театре на Таганке. Люди с другими лицами, с наполненными глазами, и ни одного "гламурного" персонажа. Это новая публика, которая меня невероятно обнадежила. Она ходила на мастер-классы, задавала вопросы. Эта аудитория будет шириться, я точно знаю. Моменты кризиса собирают. Они позитивны для искусства. И бесконечное разбалдянство, которое владело "тусовкой", не может продолжаться. У людей возникнут вопросы: зачем я живу? Что со мной случилось? И ответит им только то кино, которое мы собирали на фестивале. Потому что его авторы живут вместе с людьми.
РГ: У вас есть новая картина. О чем она? А главное, где она?
Дыховичный: Она называется "Европа - Азия". По пьесе братьев Пресняковых. Там феноменально сыграла Таня Лазарева - поверьте, это будет открытие замечательной актрисы. Актерский ансамбль подобрался фантастический! По жанру - "трэшевая" комедия, жесткая, веселая, быстрая. Я ее нигде еще не показывал - ждал премьеры. Но пока мы не договорились ни с одним телеканалом, а без поддержки ТВ выпускать фильм невозможно - прокатчики не возьмут. Мне кажется, что зрителю эта картина будет интересна. По направлению она близка "Копейке".