Вчера Новосибирский областной суд вынес приговор по делу об убийстве ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца Климентия Пешкова. В феврале нынешнего года 15-летний Максим Фокин и 20-летний Александр Форат, задушив старика, забрали у него... три банки варенья.
86-летний участник битвы за Москву, гордость всего села Поваренка, ночью пустил соседских ребят позвонить. Попросили воды - зачерпнул металлическим ковшиком: "Пожалуйста!" Сейчас на этом ковшике приличная вмятина. Александр хватанул им старика по голове. И пока Климентий Трофимович лежал без сознания, парни обшаривали комнату. Искали деньги. "Будем добивать?" - спросил старший, увидев, что старик приходит в себя. Они сняли с него ремень, перехлестнули на шее. За концы тянули вдвоем... С усердием: ремень изорвали в клочья. "Я не понимал, зачем мы это делаем, потому что был пьян", - скажет потом 15-летний школьник.
- Они его просто растоптали, - говорит Мария Трофимовна, сестра Климентия Пешкова. - Все лицо было в шрамах и кровоподтеках, на груди - следы от кроссовок. Войну человек прошел и погиб от таких издевательств...
Денег убийцы так и не нашли, хотя перевернули все. Варенье "красного цвета" 20-летний Форат достал из погреба уже перед уходом. Но до дома так и не донес, выкинул в сугроб. Дома у Александра - жена и ребенок, которому придется расти без отца. По решению суда Форат должен провести в колонии строгого режима 17 лет. "Это несправедливо", - сказал он вчера, едва сдерживая слезы.
15-летнего Максима Фокина, который так и не признался в убийстве ("Я только секунду подержал ремень в руках и отпустил!"), приговорили к девяти годам воспитательной колонии. Максимум наказания для несовершеннолетних - десять лет.
- Этот закон нужно менять, - говорит Юрий Пешков, сын убитого. - Хотя этих парней не исправит уже ничего, хоть сколько держи их в тюрьме. Пропащие люди. Пропащие семьи. У матери Фокина пятеро детей и все от разных отцов. На заседание суда она пришла пьяная. Они ничего никогда не осознают.
...Климентий Трофимович вырастил шестерых детей. У него полно внуков и правнуков. Младший, Ваня, скучает по прадеду - его рассказы о войне и прошлой нелегкой жизни он слушал часами. А награды Климентия Пешкова сыновья отдали в школьный музей славы.