Молочную отрасль продолжает лихорадить. Обещанного краевыми властями повышения закупочных цен на молоко с 1 ноября не произошло.
Общественное объединение производителей и переработчиков "Алтайсоюзмолоко" созвало ведущих представителей отрасли на совещание. Вопрос стоял один: можно ли выбраться из тупика своими силами?
По данным ассоциации молочников, в октябре средняя закупочная цена по краю снизилась на 20 копеек, опустившись ниже декларированных региональной властью девяти рублей. Надежды на сезонный рост цен не оправдались. Впервые за долгие годы его не случилось. По мнению экспертов, девять рублей - тот порог, переступать который опасно: угрозы крестьян избавиться от молочного стада, хоть к ним и привыкли давно из-за частоты этих самых угроз, могут быть все же приведены в исполнение.
"Алтайсоюзмолоко" озвучило тревожные цифры: если рентабельность перерабатывающих предприятий к концу года - даже при больших проблемах с реализацией - обещает сложиться на уровне пяти-семи процентов, то для производителей молока хорошо уже будет, если удастся свести бухгалтерию "на ноль". В лучшем положении - а по мнению молочников так просто в очень комфортном - находятся торговые предприятия. Рентабельность сетевых компаний в среднем составляет 20 процентов.
Закупочная цена октября - 8,8 рубля за килограмм молока - это как средняя температура по больнице. Одни молзаводы закупают сырье по 11-12 рублей, однако немало таких, которые и восьми рублей сельхозпроизводителям не предлагают. Хозяйства вынуждены сдавать молоко зачастую ниже себестоимости. В самых передовых хозяйствах она равна 7,7 рубля, в большинстве же - около девяти.
Прогнозу властей о повышении закупочных цен к концу года на два-три рубля сегодня не верят ни производители, ни переработчики. Нет оснований, считают они. Запретительные меры в отношении Украины, по мнению руководителя крупного перерабатывающего предприятия Дениса Зюзина, заметного результата не дали. Украинские сыры и другая молочная продукция поступают на российский рынок, сменив "национальную" принадлежность, через страны Прибалтики или вообще контрабандным путем. Не менее скептически Зюзин отнесся и к введению с 1 ноября ограничительных мер в отношении белорусских перерабатывающих предприятий: "Пока из внушительного списка поставщиков исключено всего три предприятия".
Сегодня молокоперерабатывающим предприятиям нужны гораздо меньшие объемы сырья, чем предлагают производители. И без того тысячи тонн готовой продукции лежат на складах мертвым грузом. На барнаульском молочном комбинате, по словам его руководителя Гарри Шония, объемы закупок упали в два раза. Схожая ситуация на многих других предприятиях. По словам председателя ассоциации "Алтайсоюзмолоко" Валерия Деккерта, животноводческие хозяйства, имеющие молочное стадо, только за период с марта по май потеряли сотни миллионов рублей. Финансовое состояние предприятий отрасли осложняют неплатежи. Торговые предприятия не спешат рассчитываться с переработчиками, а те, в свою очередь, не могут расплатиться с хозяйствами. Просрочки платежей достигают нескольких месяцев.
Вдобавок ко всем неприятностям у переработчиков и производителей молока возникли проблемы с кредитованием. Банки отказываются от пролонгации кредитов своим клиентам.
- Банки сегодня отзывают деньги, - сокрушается Гарри Шония. - Раньше, когда у банков было много денег, нас уговаривали взять эти кредиты. А сейчас их не дают. Если банки не изменят свою нынешнюю политику, завтра я вынужден буду остановить три завода в районах. Власти должны как-то повлиять на банки, обязать их не менять условия заключенных ранее договоров, не перекредитовывать, а, наоборот, пролонгировать договоры.
Члены ассоциации сошлись во мнении, что на своем уровне они проблем молочной отрасли не решат. Итогом совещания стало составление тезисов, которые легли в основу письма на имя губернатора края Александра Карлина. В нем производители и переработчики молока просят губернатора, во-первых, убедить банкиров ввести пролонгацию кредитов. Во-вторых, возобновить субсидирование из краевого бюджета на закуп молока у населения, при этом при определении получателей субсидий не учитывать уровень заработной платы на предприятии-претенденте. В-третьих, принять меры по ограничению рентабельности торговых предприятий. И, наконец, добиться снижения допустимого предельного срока расчета торговых сетей с переработчиками за взятую на реализацию продукцию со 120 до 30 дней.
Сергей Князев, начальник отдела животноводства главного управления сельского хозяйства края:
- О какой рентабельности можно говорить, если себестоимость производства во многих хозяйствах выше цены реализации?! Значительное количество животноводческих хозяйств находится в сложном финансовом положении из-за слабого менеджмента, проблем с заготовкой кормов. В результате на расчетные закупочные цены выйти, как ни старались, не удалось.
ГУСХ разработало комплекс мер по выходу из сложившейся ситуации. Это меры не сиюминутные, они носят долговременный характер, и надо понимать, что быстрых решений здесь быть не может. Среди предложений - решение вопроса с пролонгацией кредитов для хозяйств, участвовавших в национальном проекте "Развитие АПК", введение компенсаций на приобретение перерабатывающими предприятиями техники и оборудования. Многие маслосырозаводы нуждаются в модернизации, производить качественную продукцию на том оборудовании, которое на заводах имеется, весьма проблематично. Свои предложения производители и переработчики молока направляли в правительство РФ, в ассоциацию "Сибирское соглашение", губернатору края. Ситуация в молочном животноводстве - проблема не регионального значения. И меры противодействия негативным тенденциям должны быть предприняты на государственном уровне.