Ставропольские малоимущие не спешат обращаться за субсидиями

Всего лишь восемь процентов ставропольских семей из 26, имеющих право на дотации, получают их. Почему от государственной помощи отказываются даже самые бедные и какие меры принимают краевые власти для увеличения числа субсидируемых, выясняла корреспондент "РГ".

Ненужные миллионы

В первом полугодии 2008 года на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из бюджета края выделено 463 миллиона рублей. Возвращено в качестве неосвоенных средств 80 миллионов - за деньгами просто никто не пришел.

Сложившаяся ситуация тем более удивительна, что речь идет не о грошовых суммах, каковыми, например, во многих регионах является пособие на ребенка в размере 70 рублей. По данным министерства труда и соцзащиты Ставропольского края (МТСЗН), средний размер ежемесячных субсидий составляет 935 рублей на семью. Это вполне нормальные деньги даже для тех, кто к категории малоимущих не относится.

- За девять месяцев текущего года субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг воспользовались 73 тысячи семей, - комментирует ситуацию начальник отдела организации предоставления жилищных субсидий МТСЗН СК Ирина Хрускина. - Это на 13 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако даже с таким увеличением семьи, реализовавшие право на льготу, составляют лишь треть тех, кому она полагается. Более того, в некоторых районах количество субсидируемых граждан с каждым годом уменьшается.

Основная причина столь низкой востребованности данной меры соцподдержки, по словам получателей льгот, - бюрократические препоны, с которыми на протяжении многих лет с переменным успехом борются краевые власти.

Без бумажки ты букашка

Особое место в ряду этих причин занимает требование федерального закона предоставить копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением.

- Проблема в том, - продолжает Ирина Михайловна, - что в селах большинство домов построены хозяйственным способом в 50-70-е годы прошлого века, и на них нет никаких правоустанавливающих документов, кроме записей в похозяйственной книге сельсоветов. Оформление же требуемых документов на дома в регистрационной палате - дорогостоящая процедура, для жителей села почти неподъемная, да и просто несопоставимая с получаемой в итоге выгодой.

В числе причин, мешающих увеличить количество получателей субсидий, и специалисты, и заявители в один голос также называют большой перечень справок, которые необходимо собрать для подтверждения права на льготу. Потенциального заявителя пугает требование документально подтвердить доходы, особенно в случаях, когда кто-то из членов семьи работает по найму без оформления трудовых отношений. А это, по словам Хрускиной, происходит сплошь и рядом.

Ну и последней каплей является то, что каждые полгода получателю надо заново подтверждать свое право на государственную помощь.

- Я живу в селе Шведино Петровского района, - рассказывает 67-летняя Зоя Крамникова, - К нам даже почта не доходит - какие уж там субсидии! Пока все бумажки соберешь, через шесть месяцев снова надо начинать походы по кабинетам. А в райцентр из-за каждой справки больно накладно ездить. Ни сил, ни денег на это нет.

Лишнего не спрашивать

Для упрощения процедуры оформления субсидии в краевом министерстве труда и соцзащиты принято решение часть справок собирать без участия граждан - путем запроса необходимой информации у соответствующих государственных органов. Также строго регламентирован перечень документов, которые действительно необходимы и которые являются "лишними". К последним, например, относятся копии трудовой книжки, пенсионного удостоверения, справка о составе семьи, если отношение к члену семьи заявителя определяется по документам, и некоторые другие. Требовать их от заявителя теперь строго запрещено. Также при повторном обращении (через каждые полгода) льготополучателя не будут заставлять делать новые копии документов. Сотрудник отдела жилищных субсидий просто сверит подлинники с уже имеющимися в деле подшивками и сделает соответствующую запись.

В настоящее время в крае ведется работа по созданию единой программы "Социальный паспорт", в который будет занесена общая информация: правовые основания проживания, паспортные данные, свидетельство о рождении, наличие инвалидности и других оснований для социальной поддержки, виды уже оказываемых мер соцподдержки. Это сократит документооборот и, как следствие, снизит временные и материальные затраты граждан на получение положенных льгот.

- Что касается требования по регистрации жилья, то глобально решить эту проблему краевые власти не в состоянии: это норма федерального закона, - комментирует Хрускина. - Единственное, что мы смогли сделать, - направить главам администраций письмо с просьбой об оказании содействия в оформлении правоустанавливающих документов малоимущим семьям.

В планах МТСЗН СК не только оптимизация процедуры оформления льготы.

- Мы обратились в министерство финансов и правительство края с рядом законодательных инициатив, - рассказывает министр труда и социальной защиты населения СК Алексей Карабут. - В частности, на согласование направлен проект закона о снижении размера краевого стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКХ в совокупном доходе семьи до десяти процентов. Правда, пока речь идет только об одиноко проживающих пенсионерах и семьях, состоящих из пенсионеров.

Напомним, в настоящее время субсидии предоставляются гражданам в случае, если оплата жилья и коммунальных услуг "съедает" больше 15 процентов семейного бюджета. До 2006 года этот порог был установлен на уровне 20 процентов. Очередное снижение максимально допустимой доли позволит еще большему числу семей получить право на льготу.

Комментарии

Иван Ульянченко, председатель комитета по социальной политике государственной Думы СК:

- Для того чтобы увеличить доступность жилищных субсидий для населения, федеральные законодатели должны прежде всего освободить людей от долгой и недешевой процедуры регистрации жилья. Для сельской местности документом, подтверждающим право пользования и владения жильем, можно признать выписку из похозяйственной книги администрации села. Чтобы документ можно было взять в сельской администрации, а не ехать за ним в регистрационную палату.

Депутаты Госдумы Ставропольского края еще прошлого созыва отправили в Госдуму России предложения об изменении федеральной нормативной базы, регулирующей жилищные субсидии. В частности, предложено отнести установление правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг к полномочиям субъектов Российской Федерации. Но ответа нет.

Любовь Лясковская, начальник управления труда и социальной защиты населения Благодарненского района:

- Сложности со сбором документов, необходимых для подтверждения права на получение жилищной субсидии, являются первостепенной, но далеко не единственной причиной низкой востребованности этой льготы. Зачастую люди, в массе своей плохо осведомленные в своих правах, живут в плену дремучих слухов и стереотипов.

Например, в селах широко распространено убеждение, что при пользовании субсидией на оплату жилья и коммунальных услуг право собственности на дом или квартиру отходит государству. И сколько ни пытаются наши сотрудники опровергнуть эту информацию - безуспешно.

Также считаю сильно преувеличенными слухи о чрезмерных трудностях при оформлении субсидии. Внимательный, целеустремленный заявитель утром берет обходной лист и в тот же день сдает полный пакет документов для получения указанной льготы.

Да, мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы облегчить бремя сбора документов, не заставлять человека два раза в год бегать по одним и тем же инстанциям. Но у меня есть подозрения, что в ряде случаев и это не поможет. Потому что в крае все еще велик процент людей, элементарно не желающих о себе побеспокоиться.