Поделиться

    На рынке нефтепродуктов Приморья сложилась тревожная ситуация

    На рынке нефтепродуктов сложилась тревожная ситуация

    Цены на топливо снизились. Бензин на АЗС сегодня стоит 28 рублей. Но это вовсе не значит, что завтра стоимость топлива останется прежней.

    За комментариями корреспондент "РГ" обратился к руководителю управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Владимиру Таланцеву.

    Российская газета: Владимир Иванович, за последние две недели отпускные цены на топливо снизились на 20 процентов. Однако стоимость бензина на АЗС заметно не изменилась. Контролирует ли Приморское УФАС ситуацию и как вы ее оцениваете?

    Владимир Таланцев: Большая часть топлива завозится к нам и реализуется двумя основными поставщиками. Кроме того, в крае действуют 75 мелких независимых операторов по продаже бензина.

    После падения цен на нефть один из крупнейших поставщиков топлива снизил оптовые цены на четыре процента. Второй - такой шаг не сделал. Вместе с тем с 22 октября в Приморье началось снижение розничных цен на все виды топлива в среднем на три с половиной процента, или один рубль.

    Когда мы встречались с представителями филиала одной из крупнейших нефтяных компаний, я спрашивал, каким образом можно снизить розничные цены на бензин при сохранении оптовых. Мне ответили, что учитывают особую социальную значимость такого товара. Но ничего сделать не могут, потому что их прибыль практически равна нулю.

    Независимые операторы, за которыми мы наблюдаем, не снизили розничные цены, поставив себя тем самым в худшие конкурентные условия. Если они и дальше будут вести такую политику, то начнут терять клиентов.

    В целом же я оцениваю ситуацию как достаточно тревожную: стоимость нефти на мировом рынке существенно снизилась, но на внутреннем рынке это не отразилось. На заправках мы видим: 95-й бензин стоит 28,09 рубля, 92-й - 26,89, дизельное топливо - 27,09. Это цена в эквиваленте, превышающая доллар США. Между прочим, там сейчас цена бензина ниже, чем у нас, при том, что издержки, например, на выплату заработной платы, выше.

    Цены на бензин растут из-за транспортных расходов, ведь в Приморье нет ни одного нефтеперерабатывающего завода

    Но претензии надо предъявлять не к нефтяникам, а к системе, сложившейся в стране. Почти 60 процентов цены нефти составляет налог на добычу полезных ископаемых. Чтобы снизить стоимость горючего, нужно снизить налог. Вместе с тем, как экономист я понимаю, что это автоматически приведет к уменьшению поступлений в бюджет. Второй момент - устаревшие технологии и несовершенное оборудование. Это не позволяет выпускать качественный бензин. Третий - большие транспортные расходы. В Приморье нет ни одного нефтеперерабатывающего завода, и весь бензин приходится завозить из других регионов.

    РГ: Руководство крупнейшей региональной авиакомпании приняло решение о снижении с 3 ноября топливной надбавки на всех своих российских маршрутах. Однако кроме внутренних рейсов есть еще и международные. Насколько цены на авиабилеты в страны юго-восточной Азии повлияют на развитие туризма и бизнеса?

    Таланцев: Если бы это мешало развитию туризма, количество желающих отдохнуть в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме не увеличивалось бы с каждым годом.

    На международных рынках цены устанавливаются исходя из мировой конъюнктуры. Например, на маршруте Владивосток - Сеул кроме российской компании работает и корейская. И ее цены еще выше. Тем не менее, спрос есть. Целесообразно ли нашим авиаперевозчикам снижать цены?

    Билеты в Японии традиционно дорогие - там много факторов, обуславливающих такие цены. Это вообще очень дорогая страна, и обслуживание наших самолетов в ее аэропортах обходится гораздо дороже, чем, например, в Китае.

    Правда, здесь необходимо учитывать один нюанс. Туристические компании зачастую выкупают билеты, а потом перепродают их туристам. Но говорить о нарушении закона нет оснований. Билеты свободно продаются. Какова их дальнейшая судьба - по какой цене они будут проданы и будут ли проданы вообще, авиакомпанию не интересует.

    РГ: Давайте вернемся к внутренним рейсам. Как здесь обстоят дела?

    Таланцев: Линию Владивосток-Москва обслуживают семь авиакомпаний. Конкуренция есть. Установить согласованные действия всех семи перевозчиков по установлению цен не представляется возможным. Цены на билеты разные: улететь в эконом-классе можно и за 20, и за 35 тысяч рублей. Получается так потому, что система продажи авиабилетов сходна с лотереей: какой билет пришел на запрос, такой оператор и предлагает. Кроме того, цены зависят от времени продажи, категории пассажира и других факторов.

    Для того, чтобы цены были нормальными, существует единственное условие, которое действует во всех направлениях, - создание нормальной конкурентной среды. Это рыночный подход. Второй подход, нерыночный, - введение регулируемых цен.

    Доказать, что цена монопольно высокая, очень сложно. Когда мы проверяли нашу региональную авиакомпанию, то не нашли нарушений антимонопольного законодательства.

    РГ: В марте 2008 года во Владивостоке резко подорожал один из самых популярных сортов хлеба. Приморское УФАС нарушений в действиях производителя не нашло. Между тем, урожай на зерно в этом году называют хорошим. Значит, цены на муку и, как следствие, на хлеб не должны увеличиваться. Каковы ваши прогнозы на этот счет?

    Таланцев: Мы постоянно изучаем цены и проверяем основного поставщика - крупнейшую хлебобулочную компанию, которая занимает доминирующее положение на приморском рынке, хотя и не является монополистом. В марте основной причиной повышения цены на хлеб популярного сорта "Подольский" стало повышение стоимости муки, что было вызвано, в свою очередь, повышением цены на зерно. Проверки показали, что при цене в 25 рублей, по которой компания пыталась реализовывать "Подольский", рентабельность составила всего семь процентов. Ситуацию выправили с помощью административного ресурса и поставки более дешевой муки из госрезерва. Но такой подход нельзя назвать рыночным: как только мука закончится - а она уже заканчивается, - вопрос встанет снова.

    Даже хороший урожай зерна не означает, что цены на муку, и на хлеб будут снижены. Существуют другие факторы, которые не дадут цене значительно упасть. Это затраты на электроэнергию, воду, тепло, которые становятся все больше. Кто-то должен их компенсировать, и этот кто-то - конечный потребитель, мы с вами.

    Мы заключили с крупнейшей хлебобулочной компанией соглашение о сдерживании цены на хлеб сорта "Подольский". Согласно ему компания должна уведомлять нашу службу об очередном повышении стоимости не позднее, чем за неделю. За это время мы сможем проверить, нет ли нарушений, и принять решение об обоснованности цены.

    Не так давно крупнейший производитель хлеба намеревался поднять цены, но в дело вмешалась городская администрация. Так что сейчас ситуация сдерживается не рыночными методами, а с помощью административного ресурса.

    Но к проблеме надо подходить с другой стороны: мы подготовили обращения о мерах по сдерживанию цены на хлеб и отправили их в администрации Приморья, Владивостока и думу краевого центра. Ничего экстраординарного в них не содержится. Предложения понравились и чиновникам, и депутатам, однако по сей день никто ничего не сделал. Документ, кстати, содержит предложения по возрождению малых пекарен, которых во Владивостоке осталось чуть более десятка, тогда как несколько лет назад было в пять раз больше.

     

    Кстати 

    Накануне Приморское управление федеральной антимонопольной службы получило указание об изучении рынка популярных продуктов питания. Специалисты УФАС будут мониторить цены на хлеб, растительное масло и молоко. Кроме этого, антимонопольщики следят за изменением ситуации на рынке бензина и авиационного топлива. Эти меры должны обеспечить стабильность на товарных и сырьевых рынках.

    Поделиться