Государственная инспекция труда в Приморском крае выявила нарушения в соблюдении трудового законодательства на крупнейшей краевой стройке, которая сейчас ведется под Находкой.
Недавно корреспондент "РГ" побывал на строительстве нефтепорта Козьмино, который практически через год должен принять первые танкеры под загрузку.
График стройки - очень жесткий: здесь в три смены работают около двух тысяч человек. Одним из поводов для поездки стала информация о трудовом конфликте: из-за трехмесячной задержки зарплаты на работу не вышли 14 рабочих, приехавших из Хакасии по найму субподрядчика - ООО "Стройремонттехнологии" из Москвы. Девять человек были тогда уволены, а из их зарплаты удержана стоимость авиабилетов на обратный перелет.
На вопрос о сути конфликта Рашид Курмаев, главный инженер Дальневосточного филиала корпорации "Инжтрансстрой", которая является одним из генподрядчиков строительства, ответил так: "На оперативном совещании руководитель подразделения сообщил, что люди получили зарплату, адекватную их труду. Перед ними стоял вопрос о повышении качества, то есть нужен был продукт, соответствующий современным требованиям, а они этого не умеют".
Публикация "РГ" стала поводом для проверки обстоятельств трудового конфликта на стройке в Козьмино Государственной инспекцией труда в Приморском крае.
О ее результатах рассказала заместитель главного государственного инспектора труда в Приморском крае по правовым вопросам Татьяна Кузнецова.
- Наши инспекторы побывали на месте конфликта и выявили серьезные нарушения трудового законодательства, - сообщила корреспонденту "РГ" Татьяна Ивановна. - Людям действительно задержали зарплату на три месяца. Поэтому 13 и 14 октября на работу не вышли 65 человек. Мы проверили трудовые договоры и выявили много пунктов, противоречащих Трудовому кодексу. Например, при заключении срочного договора на 6 месяцев испытательный срок может быть только две недели, а не два месяца. Отпущенное на обед время - 2,5 часа - нужно было отрабатывать вечером! По Трудовому кодексу - это переработка, но эти часы рабочим не оплачивались, как и работа в праздничные дни. Кроме того, не начислялся районный коэффициент - 20 процентов.
Как сообщила "РГ" Татьяна Кузнецова, в трудовых договорах отсутствует указание на заработную плату, а написано "согласно штатному расписанию". В то же время в Трудовом кодексе сказано: в договоре должно быть прописано все - оклад, доплаты и надбавки.
Не предусмотрена Трудовым кодексом и система штрафов, а компания это нововведение вписала и активно применяла. Хотя кодексом предусмотрены другие меры наказания - лишение премии, дисциплинарные наказания, а вот вычеты из зарплаты неправомерны.
Даже нанимая работника на шесть месяцев, работодатель обязан вносить записи в его трудовую книжку, чтобы накапливался стаж. А субподрядчик и этого не сделал.
По итогам проверки инспекция по труду выдала субподрядчику предписание с перечислением всех нарушений и ссылками на статьи Трудового кодекса, которые нарушены. Теперь ООО "Стройремонттехнологии" предстоит отменить все выговоры этим работникам, приказы об их увольнении, а главное - доначислить положенные им доплаты, на которых компания "сэкономила".
Субподрядчика обязали дважды в месяц выплачивать работникам зарплату. И еще одна новость для тех, с кого удержали стоимость авиабилетов: это было сделано незаконно и деньги будут им возвращены.
За выявленные нарушения гендиректор ООО "Стройремонттехнологии" оштрафован на полторы тысячи рублей, а его компания, как лицо юридическое, - на 50 тысяч рублей. До конца месяца она должна будет представить на проверку все финансовые и иные документы, показывающие, что предписание трудовой инспекции выполнено.