Уже до конца этой недели на счета Украины поступит первый транш от Международного валютного фонда в размере 4,5 миллиарда долларов. При этом обе ветви украинской исполнительной власти называют это решение своей большой победой. Но есть ли чему в действительности радоваться народу Украины?
В четверг МВФ принял решение о предоставлении Украине кредита "стенд-бай" в 16,4 миллиарда долларов для преодоления последствий финансово-экономического кризиса. "Мы ожидаем, что Международный валютный фонд выполнит все наши предварительные договоренности и мы сможем получить наш первый транш через день-два", - сообщил первый вице-премьер Украины Александр Турчинов. Он также добавил, что в ближайшее время будет уточнен и точный график работы с МВФ в вопросе выделения всего кредита.
После этого решения уже в 2009 году общий внешний долг Киева возрастет с 54,3 процента от валового внутреннего продукта до угрожающих 78,2 процента ВВП. Но украинские власти это не смущает. И президент Виктор Ющенко, и премьер Юлия Тимошенко в едином порыве назвали случившееся большой победой. Правда, каждый из них уверяет, что речь идет именно о личной победе. При этом Тимошенко уверена: кредит "поможет стабилизировать финансовую ситуацию в стране". А Ющенко считает, что выделение спасительных миллиардов станет не только "сигналом для мирового сообщества о повышении доверия к Украине", но и мощным ресурсом для развития приоритетных направлений украинской экономики.
Эксперты, правда, мягко говоря, усомнились в справедливости таких заявлений. Они говорят о том, что стабилизировать финансовую систему могут не миллиардные кредиты, а четкие действия слаженной команды украинских политиков, у которых есть продуманная адекватная ситуации программа действий. При этом исполнительная и законодательная власти должны действовать как единый организм, давая себе отчет в том, что иначе страну ждет дефолт.
Но команды единомышленников на Украине нет. И в скором времени ее появление не ожидается. В такой ситуации полученные миллиарды станут не лекарством, а лишь наркозом, после прекращения действия которого вновь наступит болевой шок. Не исключено, что губительный для украинской экономики.
Что же касается сигнала, о котором говорил Ющенко, то ни для кого на Западе не секрет, что выделенный МВФ кредит - не вложение капиталов в бизнес-проект, от которого ждут неплохих доходов в будущем, а лишь спасательный круг. О каком повышении доверия к стране, экономика которой послала сигнал SOS, может идти речь?
И, наконец, может ли выделяемый МВФ кредит стать мощным ресурсом для развития приоритетных направлений украинской экономики? Вряд ли. Во-первых, опять встает вопрос о том, существует ли на Украине дееспособная исполнительная власть? Ее нет. Во-вторых, о каком развитии экономики может идти речь, когда после введения в действие принятой на днях антикризисной программы прогнозируется резкое сокращение объемов кредитования негосударственного сектора. Сразу на десять процентов в следующем году.
То есть деньги в первую очередь будут выделять для спасения госсектора экономики. Не исключено, что кредиторы как раз рассчитывают на то, что в итоге официальному Киеву придется платить по долгам пакетами акций как раз этих самых спасенных госпроизводств. Тогда тем более непонятно, чему радуется официальный Киев?