11.11.2008 03:00
    Поделиться

    Николай Гетман: Эффективность антикоррупционных мер будет проверена временем

    Бизнес-сообщество поддерживает антикоррупционные меры власти

    Сегодня, 11 ноября 2008 года, правление Торгово-промышленной палаты РФ рассмотрит меры и возможности бизнес-сообщества в борьбе со злом всех времен и народов. Директор Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ Николай Гетман накануне заседания Правления ТПП РФ встретился с нашим обозревателем и ответил на ряд вопросов.

    - Николай Иванович, как вы оцениваете значение законопроектов, внесенных в Госдуму президентом и правительством России?

    - Достаточно высоко. Руководство страны и, с уверенностью могу сказать, бизнес-сообщество проявляют последовательность в своих шагах по очищению от скверны. На мой взгляд, прослеживаются самые серьезные намерения, а не обычная "кампанейщина".

    Рассчитывать на искоренение коррупции, как и преступности в целом, безусловно, не приходится. Всегда и везде были и будут люди с нечистой совестью. Но, как говорят в народе, "если все не съем, то понадкусываю много".

    Появляются механизмы, серьезно осложняющие формирование преступных цепочек, их деятельность. Это приведет к реальному улучшению предпринимательского климата в стране, росту инвестиций в развитие нашей экономики.

    Эффективность намеченных мер будет проверена временем, надеюсь, недолгим. В механизмы всегда можно внести коррективы. Главное, чтобы они были и работали.

    - Чего вы опасаетесь?

    - Мне близка позиция депутата Госдумы и руководителя Комитета ТПП РФ Геннадия Гудкова, который на одной из проведенных у нас дискуссий призвал постараться посмотреть на проблему с двух сторон: с точки зрения проверяющих органов, которые обязаны выполнять свои задачи и должны защищать граждан России от правонарушений и преступлений, а с другой стороны, нам важно сохранить предпринимательскую структуру, которая действительно развивает экономику страны, по большому счету обеспечивает людей работой, государство - налоговыми поступлениями, а стране придает движение вперед.

    Надо отдать должное честным и добросовестным "государевым людям", оберегающим жизнь и здоровье многих наших граждан от бесчестности и недобросовестности некоторых "бизнесменов". Одно дело помочь предпринимателям, вынуждаемым платить дань "проходимцам от власти". Как сказал президент России: "Хватит кошмарить бизнес!" Другое, когда "проходимцы от бизнеса" стремятся приобрести так называемый административный ресурс, чтобы контролирующие органы "закрыли глаза". Так появляются паленая водка, ампулы с разведенным водой мелом вместо инсулина и многое другое.

    По большому счету еще неизвестно, кого больше "кошмарят". Недавно вынесен приговор по делу о хищении 15 тысяч тонн мазута из хранилищ Северного флота. Топливо разворовали в то время, когда из-за его отсутствия боевые корабли были вынуждены стоять у стенки. Кроме "государевых людей" в погонах в афере участвовали владельцы рыболовецких судов, чей "бизнес" заключался, по сути, в скупке краденого.

    Когда речь заходит об угрозе национальной безопасности от коррупции, то бизнес-сообщество должно задумываться о своем участии в сомнительных схемах. Министерство обороны привлекло к экспертизе поставок в войска независимых специалистов ТПП РФ. От участия в конкурсах по размещению госзаказов было отсечено большое количество коммерческих структур из-за несоответствия требованиям качества. Обмундирование, провизию, медикаменты, предметы личной гигиены делают не на военных заводах, а в совершенно конкретных ООО и ОАО.

    - Николай Иванович, под эгидой вашего департамента и профильного Комитета ТПП РФ действует комиссия по мониторингу и противодействию противоправным захватам предприятий. Здесь уж точно не обходится без участия чиновников?

    - Иногда вступают в противоречие не только интересы отдельных лиц, но и целых сообществ. У одного - свое охранное предприятие. У другого - другое. При силовом захвате стенка на стенку. С этим вопрос решен таким образом: с кем заключил договор и где охранять - там действуй. Однако есть другие звенья - нотариусы, суды, адвокатура.

    - Юридический бизнес?

    - Давайте оставим в покое все, что выходит за рамки производительного предпринимательства. Мы боремся, как можем, за устойчивость российского бизнеса, отстаиваем его интересы как в верхних эшелонах власти, так и в низших слоях общества.

    Кто является конечным приобретателем предмета рейдерского захвата? Отнюдь не чиновник, не государство. За этим стоит черный бизнес.

    Один из недавних примеров: здания проектного института в центре Москвы хотела захватить некая фирма за бесценок. Купила их на Каймановых островах. В Регистрационной палате загадочным образом пропали все документы о сделке по продаже и началось сутяжничество по перепродаже. Это говорит о том, что в любом коррупционном скандале обязательно есть след псевдо- бизнес-структур.

    - Вы же их защищаете?

    - Неверно. Мы стараемся беречь экономическую безопасность только добросовестных предпринимателей. Мы противодействуем коррупции, которая "заедает" интересы честных людей. С чиновниками пусть разбирается само государство. С преступниками - правоохранительные структуры.

    - В современных условиях, наверное, возрастает значение закона о саморегулируемых организациях?

    - Это факт. Но, как неоднократно подчеркивал президент ТПП РФ Евгений Максимович Примаков, важно, чтобы СРО сами не превратились в бюрократические и стяжательные органы. От коррупции есть одно лекарство - совесть. Жаль, что не на всех оно действует.

    Поделиться