Новости

11.11.2008 01:00
Рубрика: Происшествия

Будет ли "Чакра-2"

Судьбой российской субмарины озабочены и в Дели

"В печати мелькали сообщения, что атомную подлодку, достраиваемую на Амурском заводе, решено передать Индии. И даже имя ей как будто новое дали - "Чакра-2". Правда ли это?" - спрашивает посетитель нашего сайта Игорь Милованов из сухопутного Брянска. Отвечаем Игорю и всем, кто этой темой интересуется.

Такой вариант действительно рассматривается. Правда, от официальных заявлений и комментариев на этот счет первые лица в "Рособоронэкспорте" и минобороны воздерживаются. Но и опровержений не делают.

В то же время, по сведениям из источников в индийском военном ведомстве, еще в январе 2004 года между Дели и Москвой было подписано соглашение, которое предусматривает финансирование индийской стороной завершающего этапа строительства этой АПЛ и передачу ее в лизинг индийским ВМС сроком на 10 лет.

Влиятельная газета Times of India даже приводит слова высокопоставленного индийского военного: "Мы ожидаем, что подводная лодка будет передана индийскому флоту во второй половине 2009 года". Как полагают, эксплуатация российской атомной субмарины позволит индийским подводникам получить опыт для последующей службы на АПЛ собственной постройки. Есть сведения, что сейчас на индийских верфях строятся одновременно три таких корабля.

Тут имеет смысл напомнить, что нечто подобное уже было в истории наших отношений с Индией. В свое время Советский Союз передавал Индии в аренду на три года одну атомную подлодку К-43 с крылатыми ракетами "Аметист". У корабля оказалась поистине завидная судьба. Заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком в 1964 году. В 1966-м спущена на воду, затем в специальном доке по Волге, Мариинской водной системе переведена в Северодвинск, где осуществлялась окончательная достройка.

Тринадцать лет К-43 находилась в составе Северного флота. В 1980 году совершила переход Северным морским путем на ТОФ, где еще восемь лет несла службу. А 5 января 1988 года эта лодка, переименованная в УТС-550, подняла во Владивостоке флаг ВМС Индии и с нашим экипажем под командованием капитана 2 ранга Александра Теренова отправилась к индийским берегам.

Как утверждают специалисты, к ее приходу все было подготовлено по высшему разряду: специальный пирс с 60-тонным краном, службы радиационной безопасности, крытый док-эллинг, мастерские. При стоянке в базе на борт лодки подавались вода, сжатый воздух, электроэнергия. Из трех лет лизинга S-71, или "Чакра", как окрестили лодку в Индии, почти год провела в автономных плаваниях, став отличной школой для местных подводников. В начале 1991-го трехлетний срок аренды истек, но правительство Индии всеми силами старалось его продлить или даже приобрести у СССР однотипную лодку. Однако в Москве одним экспериментом решили ограничиться. 28 апреля 1992 года К-43 своим ходом прибыла на Камчатку, а спустя два месяца была исключена из боевого состава флота.

Прецедент, как говорится, дело заразительное. Тем более когда прошлый опыт во всех отношениях кажется удачным. А тут еще и коммерческая перспектива для завода весьма соблазнительна: если лодку решатся продать, появятся и дополнительные экспортные заказы - гарантийное сопровождение, поставки ЗИП, изготовление оснастки и специального оборудования для текущего обслуживания, ремонта и т.д.

Но есть и настораживающий момент. Ведь лодка не просто оснащена ядерной энергетической установкой - она может быть носителем ядерного оружия. А это вопрос чрезвычайно чувствительный. И тонкий: все ли в мире нас поймут?

 

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы В мире Юго-Восточная Азия Индия Филиалы РГ Дальний Восток Правительство Минобороны ДФО Хабаровский край Суд по аварии на АПЛ "Нерпа"