Новости

11.11.2008 02:00
Рубрика: Культура

Не о классицизме

Русский музей продолжает проект, посвященный крупнейшим направлениям отечественного искусства

Русский музей, открыв очередную большую выставку "Неоклассицизм в России", в который раз выступает не как музей - приверженец академических персональных выставок, а как творческая лаборатория, предлагающая современному зрителю и современному исследователю неожиданный ракурс в, казалось бы, освоенном материале.

Выставка продолжает развитие проекта Русского музея, посвященного крупнейшим направлениям в отечественном искусстве начала ХХ столетия ("Символизм в России", 1996; "Русский импрессионизм", 2000; "Русский футуризм", 2000) и является первой в России монографической экспозицией неоклассицизма. На выставке представлено 180 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания ГРМ.

Сам термин "неоклассицизм" хотя и существует в практике истории искусства с начала ХХ века, всякий раз вызывает вопросы и требование уточнений. Организаторы выставки на этот раз пояснили, что под неоклассицизмом понимается любая фигуративность в творчестве художников, работавших не в новаторских формах, а искавших свое через всякое явление, уже ставшее классикой (антич ность, средневековое искусство, Ренессанс и т.д.). Неоклассицизм, по словам зам. директора ГРМ Е.Н. Петровой, был всегда и будет всегда. Как и салон. Эта выставка предлагает к рассмотрению довольно протяженный временной отрезок - с конца XIX века до 1930-х годов, когда в русском искусстве возникает уже советский неоклассицизм (кстати, зрителям обещана в будущем и такая выставка). Из столпов направления в первую очередь называются имена Яковлева и Шухаева, Серебряковой, Петрова-Водкина, Делла-Вос-Кардовской и, разумеется, "мирискуссников".

Выставка "Неоклассицизм в России" уникальна еще и потому, что отражает весь спектр неоклассических поисков первой трети ХХ века с предельно возможной полнотой. В России к середине 1900-х годов неоклассицизм как направление был впервые осмыслен теоретиками и заявлен как "охранитель" высоких традиций национальной культуры, традиций мирового классического искусства, которые, по мнению художников-неоклассиков, находились под угрозой гибели в связи с наступлением авангарда. Представители неоклассицизма никогда не были объединены организационно. Они являлись участниками самых разнообразных групп ("Мир искусства", Союз Русских Художников, петербургское Новое общество художников, голуборозовцы и т.д.). Все эти художники в поисках средств выразительности и вдохновения обращались к искусству античности и классических эпох. Экспозиция дает исчерпывающее представление о том, насколько "многосоставным" был русский неоклассицизм.

В экспозиции представлены знаковые картины К.С. Петрова-Водкина ("Мать", 1915), З.Е. Серебряковой ("Баня"", 1913; "Беление холста", 1917), А.Е. Яковлева ("Скрипач", 1915). Самым крупным на выставке является полотно Шухаева "Полк на позициях" (1917). Это уникальный групповой портрет офицеров русской армии времен Первой мировой войны, который в советские годы никогда не выставлялся. Особое место занимают графический дизайн и книжное оформление Д.И. Митрохина, Г.И. Нарбута, С.В. Чехонина, проекты зданий в классическом стиле И.А. Фомина и др.

В 1920-е годы неоклассицизм, несмотря на то, что большинство видных деятелей этого течения навсегда покинули Россию, продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новых участников. Стремление отразить в классических формах новую, советскую действительность реализовывалось в творчестве художников объединения "4 искусства".

В 1930-е годы формирующийся метод социалистического реализма "присвоил" многие достижения неоклассицизма начала столетия. Так, свойственные неоклассицизму устремления к возвышенному идеалу совпали с интересами складывавшегося тоталитарного государства. Но это уже тема другого разговора и другой выставки.

Культура Арт Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург