Новости

11.11.2008 05:00
Рубрика: Власть

Единогласная дискуссия

Дмитрий Медведев собрал депутатов, чтобы обсудить свое Послание

Дав полнедели на размышление, вчера президент Дмитрий Медведев собрал в загородной резиденции Барвиха лидеров думских фракций и партий, чтобы обсудить способы реализации своего Послания.

Перед Федеральным Собранием глава государства выступил в прошлую среду и произвел настоящую сенсацию, предложив внести изменения не только в партийное и избирательное законодательство, но даже скорректировать Конституцию. Среди партий - особенно думских - на инициативы президента откликнулись довольно живо, пообещав поддер жать соответствующие законопроекты.

Однако Дмитрий Медведев решил, что лучше будет всем вместе за одним столом обсудить конкретные шаги по реализации Послания. К тому же это была хорошая возможность выполнить данное партийным лидерам обещание чаще встречаться по важным темам. Поэтому вчера у дверей резиденции глава государства встречал председателя Высшего совета партии "Единая Россия", председателя Госдумы Бориса Грызлова, секретаря президиума Генсовета ЕР Вячеслава Володина, председателя партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова, руководителя фракции Госдумы "Справедливая Россия" Николая Левичева, лидера ЛДПР Владимира Жириновского, руководителя фракции либерал-демократов Игоря Лебедева, лидера КПРФ Геннадия Зюганова, первого заместителя председателя Центрального комитета КПРФ Ивана Мельникова. И конечно же, первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова. Все как один в костюмах, но подчеркнуто без галстуков, ведь встреча носила исключительно неформальный характер.

Долго вводить парламентариев в курс дела президент не стал. Не так давно было Послание, чтобы депутаты могли забыть его содержание. "Предлагаю обсудить Послание, с которым я выступил на прошлой неделе, там затронуто много важных тем, - напомнил Дмитрий Медведев. - Предлагаю рассмотреть все основные вопросы, естественно, с откровенным исследованием позиций фракций".

Глава государства обозначил наиболее важные темы. Среди них оказались, конечно же, 10 инициатив по развитию политической системы страны, предложения по корректировке Конституции, а также социальные вопросы - такие, как развитие образования и, в частности, школ, совершенствование медицины.

- Поговорим обязательно и о ситуации в финансово-экономической сфере с учетом кризиса, - заметил Медведев. - Он поставил массу сложных проблем внутри нашей страны. Хотел бы отметить и поблагодарить Госдуму за оперативное принятие решений, направленных на стабилизацию финансового положения.

И, кроме того, президент захотел поговорить с партийными руководителями о ситуации в мире, которая проще не становится. И здесь думские фракции вновь получили президентскую благодарность за консолидированную позицию после агрессии Грузии в отношении Южной Осетии.

За закрытыми дверями президент и представители партий просидели около трех часов. Из комментариев участников встречи можно было понять, что самому бурному обсуждению подверглись инициативы главы государства, касающиеся партийного законодательства и изменений в Конституцию. Хотя сам президент при этом настойчиво интересовался мнением парламентариев относительно финансового кризиса и грядущего международного экономического саммита в Вашингтоне.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский рассказал, что предложение по увеличению сроков полномочий президента и парламента с четырех лет до шести и пяти соответственно было поддержано всеми без исключения. Правда, иронии почему-то он избежать не смог, заметив, что в таком единодушии "была некоторая совковость - страх перед верховной властью". И тут же предположил, что если бы президент предложил сократить сроки полномочий, то все бы так же единодушно согласились.

Серьезнее отнесся к вопросу Сергей Миронов. В частности, он подтвердил, что изменение срока полномочий президента будет распространяться только на следующего главу государства. А действующему текущим законодательством прописан четырехлетний срок.

Больше всего спикера Совета Федерации, конечно же, затронул вопрос о новом порядке формирования верхней палаты. По задумке президента, туда должны попадать уже избранные депутаты законодательных органов субъектов, а также законодательных органов муниципального уровня. "Я на встрече с президентом страны обратил внимание главы государства на то, что в Совете Федерации эта идея была поддержана, - подчеркнул Миронов. - Я считаю, что эта форма абсолютно правильная и Совет Федерации должен формироваться именно из избранных в региональные и муниципальные законодательные органы представителей".

Вместе с тем спикер Совета Федерации, по его словам, на встрече высказал необходимость введения планки представительства. "К примеру, в поселковый совет избирается сто человек, а в муниципальный или региональный орган - свыше ста. Поэтому необходимо закрепить норму, касающуюся количества избирателей или же проживающих на той или иной территории граждан", - пояснил Миронов.

Что касается сроков введения нового порядка, то Миронов считает приемлемым, если он начнет распространяться на сенаторов, у кого срок полномочий истечет после 1 июля. То есть первые "выборные" сенаторы придут в СФ вместе с осенними региональными и муниципальными выборами. И спикер Совета Федерации наотрез отказался соглашаться с тем, что при таком порядке палата превратится в партийную. Исключает он это просто потому, что регламентом СФ в деятельности палаты исключена партийная составляющая. "Совет Федерации - это палата регионов, а не палата, где заседают представители той или иной партии", - заявил он.

Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, правда, выразил мнение, что есть причины, чтобы уточнить новые принципы выборности сенаторов. "Это далеко не всегда могут быть самые лучшие специалисты, - пояснил он. - К сожалению, в депутаты часто идут те, кто не проявил себя, ни на что не годен в своей сфере деятельности".

Что же касается вопроса об освещении деятельности парламентских фракций в СМИ, то здесь все сошлись в одном - эта норма будет официально закреплена законом. Правда, в словах пробегали разночтения - одни говорили о парламентских партиях, другие - об оппозиционных.

"Наш трехчасовой разговор был очень содержательным и конструктивным, - заверил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. - У всех его участников есть понимание того, что ситуация как экономическая, так и политическая в стране будет непростой, что требует согласованных усилий всех органов власти". По его словам, он в своем выступлении сконцентрировался на поддержке реального сектора экономики в условиях финансового кризиса. "По нашей информации, финансовые средства, полученные банками, во многих случаях реально еще не дошли до конкретных адресатов", - высказал озабоченность Зюганов.

мнения

Плюс гуманизация всей страны

Послание президента Федеральному Собранию ответило на вопрос: какой будет политика власти в ближайшие годы?

Экспертное сообщество продолжает обсуждать первое ежегодное Послание президента Дмитрия Медведева. Судя по тому, что текст Послания был предельно насыщен новыми идеями и предложениями, работы политологам предстоит еще много.

Директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов обращает внимание на то, что это Послание - не просто первое обращение президента к Федеральному Собранию. Оно, по сути, является прологом всей предстоящей деятельности Дмитрия Медведева на посту главы государства, а также всех последующих его Посланий. "Медведев сам себе и государству поставил задачи и обозначил реперные точки, по которым будет проверяться - решены эти задачи или нет, - говорит Орлов. - По сути, - считает он, - последующие президентские Послания будут в какой-то мере отчетом о проделанной работе".

Послание Медведева, считает главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев, выделяется тем, что оно ценностное. "Дмитрий Медведев, по сути, рассказал гражданам страны о том, какими ценностями руководствуется власть при принятии решений, - поясняет Фадеев. - Поэтому Послание можно назвать гуманистическим. Президент озвучил принципиально важную вещь: в центре политики - человек. Не государство, а человек". И не случайно, по мнению Фадеева, президент противопоставил в своем Послании сильное государство и сильную бюрократию. "Медведев, чтобы ни у кого не возникло на этот счет иллюзий, ясно сказал: "Сильное государство и сильная бюрократия - это не одно и то же", - обращает внимание Фадеев. - Более того, бюрократия часто действует вопреки интересам государства, преследуя собственные интересы. А на самом деле она должна решать те задачи, которые перед ней ставит общество".

Одна из бесспорных ценностей, отраженных в Послании, - доверие между властью и обществом. Валерий Фадеев видит в этом признание властью того, что общество в России уже достаточно сильно для того, чтобы вступать в диалог с властью. "Эта тема о доверии власти и общества становится актуальной тогда, когда общество становится сильным, - считает Фадеев. - Пока общества нет, нет самой проблемы доверия".

"Из этого же ряда, - добавляет Дмитрий Орлов, - замечание президента о том, что сейчас в условиях мирового финансового кризиса, крайне важно не допускать напряжения обстановки в стране, не втягивать граждан в противоправные действия, а такие попытки со стороны различных маргинальных сил существуют. Вместо того чтобы объединиться - проблема-то общая, многие пытаются воспользоваться ситуацией и вопят в очередной раз о свержении антинародного режима. Американцы в этом смысле дальновиднее наших штатных критиков-оппозиционеров - и республиканцы, и демократы откликнулись на призыв своего нового президента к сплочению нации".

Эксперты обращают внимание на то, что предложенные президентом новации в политической сфере, по сути, очень большой шаг со стороны государства в направлении повышения доверия между ним и обществом. "Подотчетность правительства парламенту, выдвижение кандидатур губернаторов партиями, получившими большинство в региональных парламентах, подконтрольность, вплоть до возможности снятия с должности мэров муниципалитетам, - перечисляет вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов, - все это позволит если не сформировать новые элиты в регионах, то, во всяком случае, значительно усилить роль существующих", - считает политолог. "Понятно, что чудес не произойдет, и понятно, какая именно партия в регионах будет в большинстве случаев предлагать президенту кандидатуры губернаторов, - продолжает Чижов. - Однако это очень серьезный шаг к повышению степени открытости процесса, ведь сейчас понять, "как", а главное, "кем" формируется список кандидатов в губернаторы, практически невозможно. Теперь же губернаторы фактически будут обладать "двойной легитимностью", поскольку будут выдвигаться от политической партии, наиболее влиятельной в регионе, а утверждаться на должность всенародно избранным президентом".

У членов Общественной палаты естественный энтузиазм вызвало предложение президента о повышении роли этого института в законотворческом процессе. Леонид Давыдов, член Общественной палаты РФ и председатель фонда "Петербургская политика" уверен, что, повышая роль Общественной палаты, президент тем самым добивается той же цели: усиления роли общества. "Мы можем проводить общественную экспертизу законопроектов через общественные слушания, привлечение большого количества независимых экспертов, создание рабочих групп, - объясняет Давыдов. - Этот ресурс гражданского общества надо использовать активнее. А экспертиза законопроектов в ОП возможна по многим направлениям. У нас действуют рабочие группы по коррупции, по региональному развитию, по социальным вопросам, по профсоюзам и так далее. Я могу перечислить много направлений, по которым сейчас собираются принимать целый ряд законов и где, безусловно, экспертиза Общественной палаты очень важна", - уверен политолог. Саму же перспективу участия представителей ОП в заседаниях Госдумы Леонид Давыдов назвал беспрецедентной в практике сотрудничества общественных организаций и парламента.

Как ни странно, у экспертов не вызвали споров три на первый взгляд самых сенсационных тезиса Послания Дмитрия Медведева: об увеличении сроков полномочий президента и парламента, о предоставлении партиям, не преодолевшим 7-процентный барьер, но набравшим 5 процентов, одного-двух мест в Думе и об обязательной ротации лидеров партий.

"Здесь, собственно, особо и обсуждать нечего, - говорит Валерий Фадеев. - 4 года был, очевидно, маленький срок для президента такой страны. Это подтверждается и тем, что в большинстве государств сроки полномочий их глав больше - 5, 6, а то и 7 лет. Ротация лидеров партий тоже небесполезная мера. Ну что принципиально нового стране может предложить тот же Геннадий Андреевич Зюганов?"

Что касается "коридора" от 5 до 7 процентов для прохождения в парламент, то, по мнению Георгия Чижова, это подхлестнет политическую активность небольших партий. "И дело даже не в том, что один-два человека войдут в Думу и получат, по сути, статус фракции, то есть будут иметь возможность доносить до общества и государства позицию своей партии. А в том, что, поскольку партия таким образом будет представлена в Думе, к следующим выборам ей не придется собирать подписи. И поскольку денежные залоги президент тоже предложил отменить, это значительно облегчит жизнь небольших партий".

Одной из основных в Послании президента многие считают мысль о гуманизации отечественной правоохранительной и судебной систем. "Возможно, впервые в российской истории руководитель государства четко и ясно сказал: "Правоохранители и судьи должны бороться за права жертв преступлений", - отмечает председатель правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина. - Не наказывать, а бороться за права. Это принципиально важно".

Ольга Костина уверена, что Послание президента даст возможность не сразу, но постепенно изменить взаимоотношения между гражданами и правоохранительной системой. "Наладить доверие граждан к правосудию можно, в первую очередь опираясь на граждан, которые законопослушны, но пострадали. От того, как качественно и быстро им поможет государство, и зависит их восприятие уголовной системы, - говорит Костина. - Потому что нельзя добиться милосердия к тем людям, которые совершили правонарушение, если не обеспечить поддержкой тех, кто его не совершал..."

А Валерий Фадеев, будучи представителем медиасообщества, обращает внимание на тезис президентского Послания относительно новой свободы СМИ. "Медведев указал самый короткий и эффективный путь к устранению препятствий для свободы слова - технологический, - говорит главный редактор "Эксперта". - Интернет и цифровое телевидение практически не подвержены контролю - ни со стороны бюрократии, ни с чьей-либо еще стороны. То есть уровень свободы слова, как ни странно это звучит, будет повышаться благодаря техническому прогрессу".

Судя по тексту Послания, уровень свободы слова и вообще уровень демократии в стране будет повышаться еще и потому, что президент наряду с укреплением государства считает это одной из основных своих задач на ближайшие годы.

Власть Работа власти Внутренняя политика Президент Бюджетное послание президента-2009 Конституция России