11.11.2008 09:00
    Поделиться

    Выброс ядовитого газа на "Нерпе" могла спровоцировать обычная сигарета

    На Дальнем Востоке прощаются с погибшими моряками и судостроителями

    Подлодка "Нерпа" стоит сейчас в Большом Камне у причала "Востока" - завода судового оборудования Амурского судостроительного предприятия. Это предприятие имеет два подразделения - в Комсомольске-на-Амуре, где собственно субмарины строят, и в Большом Камне, где начиняют подлодки оборудованием.

    Завтра город будет прощаться с тремя большекаменцами, погибшими 8 ноября: машинистом Алексеем Лысенко, сдаточным механиком заказа Владимиром Сулимовым и с инженером-механиком Владимиром Тарасовым. Первые двое - специалисты завода "Восток", Тарасов - военнослужащий, о котором корреспонденту "РГ" практически ничего не удалось узнать.

    Семья Сулимова живет в частном доме в Большом Камне, семья Лысенко - на улице Блюхера в многоквартирном доме. 44-летний Алексей Лысенко еще 7 ноября успел отправить домой SMS-сообщение, что у него все в порядке. А в мобильном телефоне, который уже передали домашним с другими вещами, есть короткое видео: Алексей внутри подлодки.

    Получается, это последнее фото погибшего. Он еще звонил с этих испытаний домой гражданской супруге Жанне, но она говорит, что слышно было плохо, шум моря заглушал звук. Так толком и не поговорили. Лысенко - бывший подводник, после службы работал на "Востоке". В Большом Камне у него остался восемнадцатилетний сын Дмитрий и официальная жена Наталья.

    Большой Камень - ЗАТО, город оборонщиков, проехать в него без местной регистрации и на машине с неместными номерами невозможно. В маленьком городке, где всего-то два предприятия, все друг друга знают.

    Здесь идут на работу, без преувеличения, всем городом, как это любили показывать еще в советских фильмах о рабочих людях.

    - Мы еще до проходной дойти не успели, ко мне десяток человек подошли с вопросом, как будем помогать семьям погибших, - рассказывает председатель профкома завода "Звезда" Ольга Скрипко. - Мы хоть на разных предприятиях работаем, но дело делаем одно: они лодки строят, мы ремонтируем. Вот сейчас заводчане собирают деньги, заметьте, без всякой нашей организации. А как иначе? Мы, считайте, все тут родственники.

    В медсанчасти N 98 Федерального медикобиологического агентства в Большом Камне сейчас находятся восемь членов экипажа сдаточной команды. Это те люди, что сошли с подлодки сами, но состояние здоровья которых медики посчитали необходимым проверить.

    - Среди них четверо жителей Комсомольска-на-Амуре, трое из Санкт-Петербурга и один наш житель, - говорит начальник медчасти Ольга Давыденко. - Ни интоксикации, ни отравления газом у них нет. Но люди пережили стресс, так что мы некоторое время за ними понаблюдаем. Всего нами осмотрены 72 члена экипажа субмарины.

    Напомним, 21 пострадавший во время испытаний находятся в госпитале городка Фокино, это соседний с Большим Камнем населенный пункт и база соединения подводных лодок Тихоокеанского флота.

    Кстати

    Комитет Госдумы по обороне запросит у минобороны и Военной прокуратуры информацию о ходе расследования аварии на атомной подводной лодке "Нерпа", заявил член этого комитета, бывший командующий Черноморским флотом России Владимир Комоедов. По его мнению, гибель такого количества людей на новой подводной лодке - "это величайший непрофессионализм и халатность". Он высказал предположение, что погибшим могло не хватить средств индивидуальной защиты.

    версии

    В Приморье представительная комиссия военных, судостроителей и следователей третий день разбирается в причинах трагедии на атомной подлодке "Нерпа".

    Главная причина, приведшая к гибели людей, похоже, ни у кого не вызывает сомнений. Двадцать членов "сборного" экипажа простились с жизнью и еще 21 пострадали в результате несанкционированного включения объемной химической системы пожаротушения ЛОХ. Теперь комиссии надо понять, что вызвало это включение. Версий высказывается немало, но в основном они сводятся к двум позициям. Первая - лодку подвела техника. Вторая - всему виной пресловутый человеческий фактор.

    Обе версии имеют под собой основания. Скажем, в пользу технической свидетельствует инцидент, который случился с автоматикой пожаротушения летом, когда "Нерпа" еще только готовилась к ходовым испытаниям. По свидетельству одного из инженеров завода "Звезда", ЛОХ тогда тоже сработал нештатно. Причину неполадки нашли и устранили. Однако кто даст гарантию, что неисправность не возникла в другом месте.

    Тем более, что, по словам губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, на субмарине "была установлена новая система пожаротушения, которая еще нигде не применялась".

    Прежде на атомоходах управление ЛОХом осуществляли с пульта дежурной смены, решение о запуске принимал кто-то из руководства лодки. По команде перебрасывался манипулятор - и вручную открывались два клапана. Новая система не требует вмешательства, она самостоятельно реагирует на внешние факторы - большую задымленность и значительное повышение температуры в отсеках. Причем в каждом отсеке срабатывает индивидуально, оповещая ревуном экипаж о необходимости надеть средства защиты. Такое "выключение" людей - благо, когда автоматика исправна. Но оно чревато последствиями в случае отказа автоматики. Тем более - автоматики новой, не апробированной дальними морскими походами. Как это было в случае с "Нерпой".

    Повторимся, что лодка была на заводских ходовых испытаниях. То есть многие ее системы и механизмы проходили обкатку, если можно так выразиться, притирались друг к другу, испытывали трение, нагрузку. Лодка проверяется на погружение и всплытие, на ходовые возможности в различных режимах. То есть испытывается всесторонне. Однако систему пожаротушения в учебных или проверочных целях никто никогда не включает. Ее испытывают по-другому, без реальной подачи в отсеки фреона. Вручную задействовать ЛОХ, тем более сделать это несанкционированно, случайным нажатием на какую-то кнопку или тумблер невозможно. Система представляет собой большой баллон с фреоном. Когда на корабле возникает пожар, туда из другого баллона подается сжатый воздух, выдавливающий газ. То есть последовательно выполняются несколько операций. Случайно вмешаться в их ход маловероятно.

    Понятно, что на "Нерпе" не было случайных людей. Все, кто там находился, имели к ее производству и эксплуатации самое непосредственное отношение. Тем не менее перед выходом в море все специалисты должны были пройти инструктаж по живучести корабля, потренироваться с индивидуальными средствами спасения. Портативные дыхательные аппараты ПДУ обязаны были постоянно носить все, кто находился на борту. Но кто даст гарантию, что люди в какой-то момент не проигнорировали это требование. А когда сработал ЛОХ, в панике просто не успели дотянуться до средств защиты. Не стоит забывать, что в момент трагедии в отсеках оказалось очень много народу. Гораздо больше 73 человек - штатного экипажа субмарины. На "Нерпе" вышли в море 208 человек. С трехкратным "перевесом" проводить заводские испытания корабля в принципе не возбраняется. Но можно себе представить, как тесно было в отсеках. По трагическому совпадению во втором и третьем - на центральном посту и в жилом отсеке - эта скученность была особенно заметна. Ведь здесь расположена кают-компания и каюты. После срабатывания ЛОХ там могла возникнуть паника.

    С человеческим фактором связан еще один вариант развития событий, о котором корреспонденту "РГ" рассказал действующий капитан 1 ранга, много лет прослуживший на атомоходах и командовавший подлодкой.

    - Все произошло в ночь с субботы на воскресенье, когда никаких планов боевой подготовки на лодке не выполняют, - напомнил офицер. - Экипаж, конечно, находился на постах, сидел за пультами управления. Кое-кто из гражданских товарищей тоже наверняка был задействован в управлении общекорабельными системами. Но многие специалисты были свободны, отдыхали. Не исключено, что кто-то из них курил. Вообще-то "дымить" на корабле категорически запрещено. Правда, на некоторых лодках сейчас предусмотрены специально отведенные для этого места. Не уверен, что такие есть на "Нерпе". Система ЛОХ, если она была включена на автоматический режим, вполне могла среагировать на сильную задымленность.

     

    Поделиться