11.11.2008 02:00
    Поделиться

    Дистанционное образование поможет получить диплом любого вуза мира

    В россии информационная инфраструктура для науки и высшей школы до сих пор носит характер кооперации различных ведомственных и корпоративных сетей. Для того чтобы двигаться вперед, нужна единая инфраструктура. Это обеспечит обмен научными данными, доступ к результатам научной деятельности, соответствующий современному уровню сетевых и вычислительных технологий, развитие дистанционного образования

    Российское инженерное и естественнонаучное образование традиционно по праву считается одним из лучших в мире. Но в XXI веке сохранить преимущество нашей образовательной системы можно только при условии применения достижений в области информационных технологий. Это не просто обеспечение вузов компьютерами и подключение их к Интернету. Приобретение технических средств и овладение ими студентами и преподавателями - самый первый и самый простой шаг к использованию информационных технологий в образовании. Следующий шаг - изучение преподавателями новейших достижений в области ИТ, создание образовательных ресурсов (учебников, лекционных курсов, программ, пособий) и обеспечение доступа к ним.

    Сейчас развитие информационных технологий в образовании идет по нескольким направлениям, считает ректор МВТУ им. Баумана академик РАН Федоров:

    - Первое - это создание баз знаний - электронные учебники, практикумы, пособия, курсы лекций не только для обучения магистров и бакалавров, но и для переподготовки специалистов, работающих в различных областях промышленности, реализация интерактивных режимов обучения; превращение компьютера в активного партнера студента. Именно качеством и состоянием электронных образовательных ресурсов в ближайшем будущем будет определяться развитие образования. Основой для качественного исполнения учебных пособий в электронном виде стала технология разделяемых единиц контента (ТРЕК). Примером для ее разработки послужили промышленные высокие технологии. Для ускорения, удешевления и главное - специализации изделия его собирают из унифицированных компонентов-модулей. На таком принципе "сборки" учебников из отдельных предварительно разработанных "модулей" или разделяемых единиц контента и основана данная технология. Особенность отечественной ТРЕК - использование подхода, обеспечивающего логическую взаимосвязь между модулями, собираемыми в одном пособии. Применение БиГОР позволяет существенно ускорить и удешевить создание электронных учебников, а также вводить в научный и учебный процесс последние достижения науки и технологий. Это особенно важно для новых быстроразвивающихся направлений, а также для предметов, которые изучаются на многих специальностях, но с разной глубиной и подробностью изложения материала.

    Системы, реализующие технологию ТРЕК и подобные БиГОР, могут выполнять функции не только образовательных ресурсов. Они используются для классификации документов. Это позволило применить информационные технологии для совершенствования методов управления вузами.

    Вторым направлением информатизации образования стало создание удаленных и виртуальных учебно-исследовательских лабораторий. Студент из учебной аудитории с помощью компьютерной программы управляет лабораторными установками, находящимися в специальных помещениях. Виртуальные лаборатории основаны на методах и программах математического моделирования. Вместо реального изделия - виртуальная математическая модель, созданная программой. Виртуальные лаборатории позволяют проводить исследования объектов, еще не существующих в реалии. Именно с такими объектами имеют дело разработчики новой техники.

    Профессиональная деятельность инженера по созданию новых образцов техники опирается на широкое использование методов и средств автоматизированного проектирования (САПР). Поэтому освоению технологий САПР уделяется особое внимание при подготовке специалистов в инженерных вузах. Актуально применение 3D моделирования в областях, связанных с художественным творчеством, рекламной деятельностью и др. Но особо важное значение владение методами и средствами 3D моделирования имеет для специалистов в области техники и технологий, т.к. на современных промышленных предприятиях широко используется автоматизированное проектирование.

    На технологиях дистанционного обучения основано открытое образование, становление и расширение систем которого стало заметной тенденцией развития образования в мире. Так, более 100 университетов США, Канады, Австралии, Франции и других стран участвуют в программе "Открытые образовательные ресурсы". На их интернет-порталах выложены учебные материалы, доступ к которым открыт для любого посетителя сайта. Начал функционировать открытый университет ООН, имеющий развиваемую базу учебных курсов. Такие страны, как Австралия, существенно пополняют свой бюджет финансовыми поступлениями за предоставление образовательных услуг в рамках дистанционного обучения.

    По пути внедрения дистанционных образовательных технологий на всех факультетах уверенно идет и МГУ имени М.В.Ломоносова. В ответ на высокий общественный интерес к дистанционному обучению в МГУ и современным требованиям мирового образовательного рынка внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс по всем уровням реализуемых образовательных программ стало частью стратегического плана развития Московского университета до 2015 года. Сейчас в МГУ используется современное технологическое оснащение для дистанционного обучения, создаются и используются в учебном процессе электронные учебно-методические комплексы, ведется научно-исследовательская работа в области поиска эффективных дидактических подходов для электронного обучения. Основным технологическим решением для поддержки, обеспечения и управления образовательными процессами в системе дистанционного обучения МГУ стало создание на базе факультета дополнительного образования МГУ информационной среды дистанционного обучения (ИСДО) МГУ как комплекса организационной, коммуникационной и информационной систем.

    Это самостоятельная разработка Московского университета, в ней сочетаются системы управления процессом обучения и системы управления учебным контентом. Она занимает верхний наиболее сложный уровень в иерархии систем дистанционного обучения, базируясь на современных методах теории баз данных большого объема, и позволяет оперативно и эффективно управлять данными объемом до нескольких терабайт, а также поддерживать архивную информацию объемом до нескольких сотен терабайт.

    Еще одна площадка для реализации программ дистанционного обучения - это Центр дистанционного обучения Научного парка МГУ, который выступает специализированной структурой, предоставляющей административную и техническую платформу для дистанционного образования своим структурным подразделениям.

    Важная социальная задача, которую приходится решать на пути развития дистанционного образования, - обеспечить доступ к качественному образованию таким группам населения, как инвалиды, воспитанники детских домов, лица, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях. Следующий год объявлен в России "Годом равных возможностей", и именно современные информационные и коммуникационные технологии позволяют следовать этому девизу в образовательной среде.

    Внедрение системы дистанционного обучения в МГУ осуществляется с учетом всестороннего контроля качества дистанционных образовательных услуг с целью сохранения высокого уровня подготовки и статуса получаемых документов об образовании. И это - основной внутриуниверситетский критерий определения объема и выбора формы использования дистанционных методов обучения.

    Важной задачей для всего образовательного сообщества России, несомненно, является разработка той части законодательства, которая регулирует вопросы электронного обучения. Уже накоплен достаточный практический опыт в сфере дистанционного образования для выработки соответствующих правовых норм.

    В тему

    Еще совсем недавно в мире было трудно представить, что учиться в университете можно в своем родном городе и при этом получать знаний и умений не меньше, а то и больше своих коллег - студентов очной формы.

    Однако сейчас это в какой-то мере становится реальностью даже для классических университетов, основанных на фундаментальном подходе ко всей системе образования.

    Развитие информационных технологий существенно меняет образовательную среду, в рамках которой реализуется процесс обучения.

    Мировые тенденции подтверждают, что будущее за гибкими моделями образовательного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и технологии, в том числе и дистанционные.

    В нашей стране создан ряд федеральных образовательных порталов и автоматизированных обучающих систем

    Поделиться