Новости

11.11.2008 05:00
Рубрика: Общество

Классная дама

Педагог в России помолодел и готов учиться

2010 год в России будет объявлен Годом учителя. Кто он - современный школьный учитель? Каким видит он сам себя? Каким видят его ученики и родители?

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87 процентов всех педагогов - представительницы слабого пола. Сегодня ситуация практически не изменилась. Женщин - подавляющее большинство, 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов - 213 тысяч - пенсионного возраста. Молодежи - тех, кто не проработал в школе и 10 лет, - чуть больше, около 250 тысяч человек.

Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной - и это несмотря на заметную прибавку в кошельке педагога. По данным исследования Фонда "Общественное мнение", каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением. Для сравнения: в 2006 году таких было 55 процентов. Как видим, ситуация практически не изменилась.

В социологии 5-процентное изменение доли ответов особой роли не играет - общая тенденция не меняется. И это, несмотря на то, что как раз два года назад в России стартовал приоритетный нацпроект "Образование", одной из задач которого и было повышение престижа профессии педагога. Справедливости ради отметим, что если тогда работу в школе считали престижной 33 процента участников опроса, то сегодня таких - 39 процентов. Увеличение также незначительное, но приходится радоваться и этому.

Интересно, что по нынешним представлениям российский педагог живет не хуже и не лучше большинства россиян. Так считают 70 процентов опрошенных. И вот тут-то как раз и появилась долгожданная динамика, которую уже отмечают и сами социологи. Доля тех, кто считает педагогов социально обездоленной категорией граждан, за последнее время снизилась на 11 процентов.

Несмотря на это, 69 процентов россиян все же не хотели бы, чтобы их дети стали в будущем педагогами. Это выяснили эксперты Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ). Позитивно такой вариант карьеры рассматривают лишь 17 процентов. Причем среди этих семнадцати - большинство жителей Москвы и Петербурга. Это и понятно: здесь учителя получают на порядок больше.

Тем не менее в педагогических вузах России и на соответствующих факультетах учатся сегодня 417,5 тысячи студентов. Каждый год в российских школах ждут по 30 тысяч молодых специалистов. Но лишь 40 процентов выпускников педвузов приходят в школьные классы. По прогнозам специалистов, на 2008-2011 годы России необходимо подготовить около 73 тысяч педагогов. Так что в принципе острой нехватки кадров в педагогической среде нет - так говорят чиновники. Но факты говорят о другом.

Из года в год уже за несколько месяцев до начала учебного года на сайтах городских и районных администраций появляются объявления о школьных вакансиях: где-то требуется 100, а где-то и 500 преподавателей. Например, в Екатеринбурге днем с огнем ищут учителей информатики и музыки - компьютерные классы и школьные рояли простаивают без хозяев. В Новгороде - дефицит преподавателей иностранных языков, физкультуры и физики.

Как показывает статистика, в особом дефиците - учителя-"иностранцы". Готовят их достаточное количество. Просто больше половины выпускников "с языком" перехватывают коммерческие фирмы и частные языковые курсы, где платят намного больше, чем в школе.

Большой спрос также на "технарей" - преподавателей технологии, физики и математики.

В целом качество работы школьных учителей общество оценивает на "троечку". По данным ФОМ, оценку "удовлетворительно" российским педагогам поставили 42 процента отвечавших на вопросы. Хорошую и отличную подготовку школьных наставников отметили 30 процентов, а плохие оценки поставили 12 процентов. По всем категориям ответов можно увидеть увеличение процента по сравнению с результатами двухгодичной давности. Но если, по мнению некоторых, нынешние педагоги из рук вон плохо справляются со своими обязанностями, то почему? Некоторые участники опроса даже и не скрывают: они встречались с теми же учителями русского языка, которые сами писали с ошибками. То есть речь идет о пробелах в подготовке.

Скоро правительством будет утверждена стратегия развития российского образования. Разрабатываются новые стандарты педагогического образования. Ежегодно 10 тысяч учителей отмечают президентским грантом в 100 тысяч рублей, каждый год один из миллионной армии педагогов становится "Учителем года Росси" - символом педагогического мастерства.

Однако профессия педагога остается по-прежнему "в хвосте" потенциально возможных жизненных сценариев для современных россиян. Хотя есть все возможности,чтобы сохранить в школах лучших учителей и пополнить классы новым поколением педагогов.

мнение

Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного педагогического университета им. Герцена:

- Со времен Аристотеля будущий учитель получал конкретные знания по физике, математике, истории, филологии и так далее. То есть был "предметником". Но сегодня глобальная информационная система сводит роль "предметника" к нулю. Ученики уже свободно живут в этой информационной среде и часто ориентируются в ней лучше преподавателей. Задача современных педвузов - готовить не "предметников", а проводников в мире информации. Учитель должен владеть другими технологиями обучения. Нельзя из года в год читать однажды написанную лекцию, которую ученик (школьник, студент) потом воспроизведет на экзамене и получит свой зачет.

Конечная цель подготовки современного учителя - не только знание предмета, но и широкая компетенция в своей профессии. Допустим, будущий учитель-бакалавр готовится преподавать географию. Он должен не только сдать зачет по базовым знаниям, но и уметь самостоятельно искать и отбирать новые материалы по своей специальности. Словом, он должен быть активным, а не пассивным участником педагогического процесса. Это важно еще и потому, что рынок труда стал разнообразным настолько, что готовить всех по одной программе - значит ставить всех в сложные обстоятельства.

Общество Образование