Инвесторы за бесценок скупают тамбовский чернозем

В Тамбовской области резко возрос спрос на земли сельхозназначения со стороны иногородних инвесторов.

Часть чиновников считает, что это позволит развить в регионе аграрный сектор. Однако другие уверены в том, что в результате массовых скупок земель область не только не увидит дополнительные налоговые отчисления в свою казну, но и вовсе может лишиться сельскохозяйственных земельных угодий.

Сколько чиновников...

По части продажи земель сельхозназначения Тамбовщина - будто витязь на распутье. С одной стороны, можно бы и подождать, пока рынок земельных отношений самостоятельно отрегулирует баланс спроса-предложения. А с другой - никак нельзя допустить, чтобы большому земельному куску Тамбовщины радовался роток собственника из другого региона. Вице-губернатор Глеб Чулков, курирующий вопросы областной собственности, уверен: "Сегодня существует две стороны рынка земли - прозрачная и теневая. Прозрачная связана с теми сделками, которые проводит государство в отношении земли". Причиной же теневой скупки служат кривые юридические схемы, разрешенные федеральным законодательством, которые и позволяют заезжим организациям приобретать земельные паи". Чулков называет неместных покупателей "черными рейдерами". Первый заместитель председателя областной Думы, а по совместительству влиятельный бизнесмен Андрей Попов думает иначе: "Если после продажи земля не теряет своего статуса, если она обрабатывается, если налоги регулярно поступают в бюджет, то о каком рейдерстве может идти речь?"

Штраф за простой сельхозугодий - всего тысяча рублей, то есть покупатель-частник может почти безнаказанно не обрабатывать землю

- Да пусть покупают! У хозяйств области сейчас немалые долги перед банками. Обещанные областным финансовым управлением дотации - 500 миллионов рублей, не смогут решить проблемы. В расчете на одно хозяйство выходит не более одного миллиона. А это капля в море для дальнейшей работы, - восклицает руководитель сельхозпредприятия, депутат областной Думы Сергей Конов.

Вице-губернатор Александр Дубовик, отвечающий за агросектор, считает, что можно продать земельный пай тому инвестору, который предлагает за него не менее 90 тысяч рублей. По мнению чиновника, вкладывая такие деньги, он, скорее всего, будет обрабатывать землю.

Однако это далеко не факт. Штраф за "простой земли" сельхозназначения составляет тысячу рублей вне зависимости от площади надела. Таким образом, крупный покупатель-частник, запасающий тамбовский чернозем впрок, может не обрабатывать землю, заплатив смешную сумму.

Наша доля

Пока одни только спорят и рассуждают, другие уже действуют.

80 тысяч гектаров областного земельного фонда уже нашли новых хозяев. Однако тут не обошлось без нюансов. Так, самые крупные сделки с областной землей по документам имеют весьма скромную стоимость. Средняя цена пая, приобретенного "Тамбовской сахарной компанией" под строительство сахарного завода, меньше десяти тысяч рублей. Площадь покупки - более 36 тысяч гектаров. Чиновники говорят, что земля стала "нашей долей" в уставном капитале будущего предприятия, так что ничего не потеряно. Подобная же ситуация с фирмой "Тамбовмясопром", созданной под животноводческие проекты

"Группы "Черкизово". Пока регион надеется увидеть отдачу от проекта в 2009 году в размере не менее 300 миллионов налоговых поступлений в бюджет, 28 тысяч гектаров земли проданы за 66 миллионов рублей.

Продавая частникам землю по дешевке, власть исходит из стратегии - сохранить земельный массив и сформировать круг крупных инвесторов. Главную роль в этом играет "Тамбовский областной земельный фонд", которому обещают еще 150 миллионов рублей из областной казны и 300 миллионов в качестве банковского займа, чтобы он продолжил баталии на рынке земельных отношений.

На чужой каравай

Так называемые "теневые рейдеры" тоже не дремлют. Одна из самых черных "страшилок" последнего времени - о том, как были выкуплены земли хозяйства, расположенного в непосредственной близости от Тамбова. Оформленные, как положено, и заложенные в банк, они в итоге ушли с молотка по цене в 90 тысяч за пай нетамбовским покупателям, без одобрения администрации области. "Если человек вложил такие большие деньги в землю, неужели он ее бросит?" - задаются вопросом бизнесмены. "Мы не можем ничего прогнозировать, потому что не контролируем ситуацию", - отвечают чиновники, тактично замалчивая, что судьба проектов, которые как бы находятся под 25-процентным (по уставу) контролем власти, столь же неясна. Например, по некоторым данным, одного из федеральных инвесторов больше не интересует свиноводство (идея, с которой он "зашел" в регион) - теперь он подумывает о небольших молочных фермах...

Так, что лучше: подороже продать или сохранить видимость контроля? Совершенно очевидно одно тамбовской земле нужен хозяин. А чиновники пока спорят.

Мнение

Владислав Юрьев, первый заместитель председателя Тамбовской областной думы, председатель Тамбовского отделения Вольного экономического общества России:

- Согласно законодательству земля - это такой же товар, который подлежит купле-продаже. Следовательно, в аграрном секторе региона сейчас идет закономерный процесс. В сложившихся условиях главное - не упустить эффективного собственника, это и есть на сегодняшний день первостепенная задача.