Во вторник президент Дмитрий Медведев продолжил серию встреч, посвященных преодолению мирового финансового кризиса. На сей раз за один стол были приглашены представители Торгово-промышленной палаты, которые, как могли, пытались помочь государству во всем сразу: в финансах, в борьбе с коррупцией, в тарифном регулировании и в контроле за госзакупками.
С кризисом и его давлением на российскую экономику глава государства, как известно, решил бороться всем миром. Совещаний и встреч, посвященных мерам поддержки отечественного банковского и реального секторов экономики, прошло уже немало. Даже на встрече с лидерами думских партий накануне глава государства поднимал экономические вопросы, хотя было о чем поговорить и по партийной линии.
Глава государства сразу заверил членов президиума правления ТПП во главе с президентом палаты Евгением Примаковым, что государство приняло все необходимые для стабилизации ситуации в экономике решения. "При этом спектр механизмов достаточно широк: это и увеличение объемов кредитования, предоставление госгарантий, субсидирование процентных ставок", - напомнил Медведев.
Другое дело, что теперь от самих субъектов экономики зависит, как все эти механизмы будут работать. "Меры принесут успех только в одном случае - если эта среда будет воспринимать и принимать решения", - подчеркнул президент. То есть проблема остается прежней - руководство страны беспокоится за то, что не все из огромных средств, выделенных государством банкам, дойдут до предприятий, которым они нужны для поддержки производств. "Дополнительная денежная ликвидность приходит не для приобретения иностранной валюты или резервирования этих средств в иностранных банках", - заметил Дмитрий Медведев.
Кроме того, глава государства поднял перед членами ТПП вопрос о технологической поддержке и модернизации российских производств, где, по его словам, "никакого прорыва пока не произошло". Приблизительно те же претензии есть и к сфере высоких технологий и нанотехнологий. "Ничего пока не сделано, и выделенные средства не осваиваются", - констатировал глава государства.
Неизбежной темой на подобных встречах президента с бизнесом по-прежнему остается коррупция. Замалчивать эту проблему руководство страны больше не собирается. Вот Дмитрий Медведев предложил и президиуму ТПП высказать свои мысли на эту тему.
"Коррупция - один из наиболее опасных признаков разложения государства, - заметил Медведев. - Мы должны принять все необходимые решения, чтобы с коррупцией бороться. Но не нужно делать это бестолково - наши предложения должны корректироваться в зависимости от их эффективности".
Разговором о коррупции глава государства буквально попал в точку. Перед встречей с Медведевым президиум правления ТПП провел собственное заседание, на котором как раз и сконцентрировались на этой теме. Однако в первую очередь сегодня предпринимательство обеспокоено финансовым положением дел. Поэтому Примаков начал с этого.
Больше всего бизнес сегодня обеспокоен "закупориванием" кредитных линий и повышением процентных ставок, подчеркнул Примаков. И слова президента в его Послании о необходимости продавить этот "тромб" вызвали у бизнеса самую активную поддержку. Глава ТПП знает, как это сделать.
- Это можно сделать лишь при жестком диктате со стороны государства банкам, получающим государственные средства, - уверен Примаков. - Иногда говорят, что банки коммерческие и мы не можем нарушать рыночные системы. Это неправильно, потому что если банки получают государственные средства, получают и распоряжаются ими, то они перестают быть чисто коммерческими.
И потому, что они тем самым становятся агентами государства, с них можно и нужно требовать то, что необходимо государству. "Именно требовать", - сделал акцент глава ТПП.
Дмитрий Медведев с этим согласился, заметив, правда, что в нынешних условиях ответственность - это удел не только банков, но и предприятий, которые деньги получают.
- Банки должны вспомнить, что, помимо того, что они просто коммерческие организации, они тем не менее являются и кредитными учреждениями, - считает глава государства. - Они, с одной стороны, должны заботиться о собственной ликвидности, они должны соблюдать как "Отче наш" свои нормативы, но, с другой стороны, они должны помнить, что они в этой ситуации выступают как агенты государства и как кредиторы определенного уровня.
Банковская безответственность порождает проблемы в реальном секторе экономики, а следом могут исчезнуть и сами банки как кредитные учреждения, поскольку их благополучие всецело зависит от состояния реального сектора.
Вторая проблема сегодняшних финансов - повышение ставок по кредитам. Евгений Примаков передал президенту письмо от руководителя одного из российских предприятий, в котором он высказал мнение, что развитие бизнеса на кредитные ресурсы дороже 10-15 процентов годовых абсолютно бессмысленно.
Глава государства в положение предпринимателей конечно же вошел, но пыл слегка поостудил, пояснив, что процентные ставки действительно выше, чем в развитых государствах, но на то есть и объективные экономические причины. В частности, уровень инфляции.
Правда, у кредитной ставки есть и вторая составляющая в виде банковской маржи. А вот за ней государству, по мнению президента, следовало бы присмотреть. "Как раз следить за тем, чтобы эта маржа банковская была разумной - это дело контролирующих организаций, и Центральный банк должен делать это неукоснительно по всем банкам, - заявил Медведев. - Там должны присутствовать его представители, комиссары, которые смотрят за тем, что происходит".
Практика эта придумана не в России, подчеркнул глава государства, а значит, нет ничего плохого в ее применении. К тому же она полностью соответствует рыночному характеру российской экономики и стратегическим задачам.
Зацепили представителей ТПП и слова президента о коррупции, план по борьбе с которой они поддерживают единодушно. Вместе с тем Евгений Примаков призвал снова вернуться к административной реформе. Он напомнил, что одной из ее главных задач была передача избыточных государственных функций в сферу ведения саморегулируемых организаций.
Дмитрий Медведев в ответ полностью поддержал это предложение. "Эта задача не выполнена", - заметил он.
Позже, когда президиум ТПП заговорил о коррумпированности такой сферы, как госзакупки, президент напомнил, что первая часть антикоррупционного пакета уже на рассмотрении в Госдуме. "Эта часть карательная и мониторинговая, - уточнил он. - А вторая часть - сугубо экономическая и касается в том числе процедур борьбы с коррупцией".