Белорусский драматург Алексей Дударев: Я патриот своей страны и не стесняюсь этого

Драматический театр Белорусской армии - один из самых молодых в республике. Решение о его создании было принято Министерством обороны в 2003 году. И 24 июня 2004 года, к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, свое рождение новый театр отметил премьерой спектакля по пьесе Алексея Дударева "Ты помнишь, Алеша...". А. Дударев и стал художественным руководителем армейского театра.

Сегодня известный белорусский драматург, председатель Белорусского союза театральных деятелей, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, один из первых лауреатов премии Союзного государства в области литературы и искусства Алексей Дударев - гость "СОЮЗа".

- Алексей Ануфриевич! Почему первая работа театра - пьеса о войне? Кто стал вашим зрителем?

- Театр наш - военный, и задача его не просто показывать людей в погонах, а воспевать истинные чувства - любовь, дружбу, патриотизм, пробуждать мысли и чувства, в первую очередь у молодых людей. С молодежью надо разговаривать честно, открыто. Тогда она пойдет на контакт. Потому мы решили свое рождение начать с пьесы "Ты помнишь, Алеша...", где я, как автор, постарался честно, без пропагандистских уловок, рассказать о трагедии 41-го года. В основу пьесы легли реальные события - оборона Могилева. Самое трагичное время войны и первая победа Красной армии. 23 дня один из самых талантливых немецких полководцев генерал Гудериан ничего не мог поделать с сопротивлением наших войск.

- Вы много пишете о войне, об истории белорусского народа. Можно сказать, что это и есть цель вашего творчества?

- Цели у творчества не бывает, бывает только само творчество. Высказывание самого себя - это, наверно, и есть цель. Да, в основном я пишу на военную тему. Почему? Тема Великой Отечественной войны в республике - незаживающая рана, каждый третий белорус погиб. Это наш крест. Я и сборник моих избранных пьес назвал "Крест". Мы все этот крест на себе несем. И не важно, легкая вам судьба выпала или тяжелая. За удачливой и безоблачной жизнью всегда угадывается более тяжелый крест, чем даже у тех, кого рок не раз заставлял страдать. У меня одно желание: хотя бы выполнить задачу-минимум, не ухудшить свою душу, с которой я пришел в этот мир. Хотя бы чуточку ее улучшить. Это и есть пронести свой крест достойно. Мой крест - мои произведения.

- А вас понимают?

- Если тебе есть что сказать, то тебя всегда поймет зритель. Какими бы ты знаками ни говорил. А когда знаки просто ради знаков, то это работа только на себя, но не на зрителя. Может, кто-то из друзей, если ему будет интересно, и скажет: "Глубоко копаешь". Но зритель у нас хороший и вежливо может промолчать. Но любой, более или менее духовный человек, придя в театр, сможет отличить тишину сопереживания с тем, что происходит на сцене, от тишины вежливости.

- В своем репертуаре кому отдаете предпочтение?

- Лучшим произведением белорусской и современной русской драматургии, мировой классики. На нашей сцене идет и "Ромео и Джульетта", и историческая драма "Воробьиная ночь". Мимо ничего интересного мы не пройдем. Но пьесы типа "Голый пионер" ставить не будем, даже если ей дадут Нобелевскую премию.

- А вам запрещают что-нибудь ставить, существует ли цензура?

- К чести наших кураторов, нет. Могут только высказать какие-нибудь пожелания. Но никогда не было ни запрета, ни указующего перста: что ставить, на каком языке играть, о чем можно говорить со сцены. Мы - театр сильных чувств. А сильные чувства не могут быть искусственными.

- Многие критики пишут: современный зритель - это монстр, погрязший в пороках. Ему нужно подавать зрелище со всеми ужасами и пороками нынешнего общества. Заодно и театр будет процветать, без всякого патриотизма. Как вы считаете?

- Когда бы все было так просто, как в черно-белом кино - всех видно, все играют свои роли. Вот если бы Господь приложил печать не только к Каину, а и ко всем его последышам, чтобы видно было, кто есть кто. Хотя и это бы не решило проблему. Уничтожая мерзавца, ты в нем убиваешь, пусть крохотную, но божественную частичку. А этим нарушается равновесие мировой гармонии, но не в пользу добра. Есть одно средство: уничтожить все темное в себе самом, убить этого дракона в себе. Это и будет борьба со злом во вселенском масштабе. Помните, как у нас воевали с индивидуализмом? Подумать о себе, своей семье, своих близких - все это считалось признаком мещанства, отсутствием чувства коллективизма. Ведь любить все человечество и тщиться ему помочь - легче, чем навестить больную соседскую старушку. Вот и появлялись у нас уроды с ангельскими лицами - спасители человечества, загонявшие людей в рай с колючей проволокой и пулеметными вышками.

Понятие "патриотизм", с одной стороны, было немного подпорчено прямолинейностью его понимания и прямолинейностью его воспитания. Но заявлять, что "патриотизм - последнее убежище подлецов", - сильно от лукавого. Человек, который на всех перекрестках кричит, что любит всех матерей планеты, но редко звонит собственной матери, никогда ничего не сделает для людей. В гражданина Вселенной не верю. Это тоже от лукавого.

Меня как-то попросили закончить строку Есенина: "...Если скажет рать святая, брось ты Русь, живи в раю..." Я так закончил: "... не надо рая, дайте Беларусь мою". Я патриот своей страны и не стесняюсь этого. Нигде не смог бы жить и работать. Только здесь. Иногда бесит, видя, как зачастую просвещенная публика платит крутые "бабки" за то, чтобы посмотреть живьем на заезжую "звезду", мелькающую на экране. Нас часто не уважают потому, что мы сами себя не уважаем. У нас артисты не ниже, а на порядок выше иных "раскрученных".

- То, что сегодня растет популярность театра, - факт бесспорный. Объясняют это по-разному. А ваша точка зрения?

- Люди соскучились по живому общению, по штучной продукции. Надоел ширпотреб из телеящика. Кончился театр улицы. Осточертело! Все вернулось на круги своя. Жизнь вернулась на подмостки сцены. Есть такое понятие: "Делай что должно, и будь что будет". Не мне вам говорить, какая духовная атака идет со всех флангов на все доброе, что выработано веками, честной верой. Человеческие ценности сегодня трансформировались в "зелень". Говорят, зачем театр нужен, если он не приносит прибыль? Это же кощунство - ставить так вопрос! Театр, если в нем живет настоящее искусство, дает людям больше, чем все богатства мира. Ибо душу лечит. Искусство, как и вера, должно указывать человеку на его недостатки. Указывать, давать ориентиры там, где есть хоть капелька света. Туда давать ориентиры жизни, гнать человека из темноты. Да, это тяжело. Искусство не должно изменять людей, их не изменишь. Но должно повести в храм. И театр может и должен стать ступенями в храм.

- Кто-то из великих сказал: "Идите в театр и умрите в нем!"

- Я сказал бы иначе: "Идите в театр и живите в нем!" Каждый из нас получает сполна и за свои добродетели, и за пороки. Получает сполна, не больше и не меньше. Надо быть оптимистами, знать, что каждый человек всего достоин: и блага, и наказания.