Нефтяники ждут "налоговых каникул"

В 2008 году Россия столкнулась с проблемой, которая еще несколько лет назад казалась невозможной, - добыча "черного золота" стала падать. По данным ЦДУ ТЭК, в первом полугодии 2008 года производство нефти снизилось на 0,4 процента.

Причину стагнации нефтедобывающей отрасли в правительстве называют прямо - жесткая система налогообложения, которая не позволяет своевременно наращивать инвестиции в геологоразведку и приобретать новые технологии. Нефтяные компании уже давно предлагают изменить существующую налоговую систему, предрекая скорое снижение темпов производства углеводородов. Однако до 2008 года добыча нефти демонстрировала незначительный рост и к мнению компаний не прислушивались. В этом году необходимость изменения налоговой системы в нефтяной отрасли стала очевидной. Как известно, существенный объем выплат приходится на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Система взимания НДПИ была сформирована в 2001 году, когда цены на нефть не превышали 20 долларов за баррель. Тогда введение НДПИ являлось прогрессивным шагом, поскольку в формулу расчета НДПИ закладывались твердая ставка, средний курс рубля к доллару и средняя цена на нефть Urals за вычетом необлагаемого налогом минимума в 9 долларов за баррель за последний месяц. Таким образом, налоговые выплаты изменяются в зависимости от движения мировых цен на нефть.

В конце марта 2008 года минфин предложил увеличить с 1 января 2009 года необлагаемый налогом минимум с 9 до 15 долларов за баррель. Это позволит сократить налоговую нагрузку с каждой тонны примерно на 6 долларов.

Год тому назад правительство ввело нулевую ставку НДПИ для месторождений в Восточной Сибири, понижающий коэффициент для старых месторождений, степень выработанности которых превышает 80 процентов, и нулевую ставку НДПИ для месторождений сверхвязкой нефти.

Последние поправки уже оказались для компаний неплохим подспорьем. Например, под льготный НДПИ для выработанных залежей попадает 5 месторождений ОАО "Татнефть" с суммарной добычей 16 млн тонн, то есть порядка 61 процента от общего объема производимой нефти.

Полностью использовать льготный НДПИ нефтяники не могут из-за отсутствия механизмов учета добытой нефти. Согласно поправкам под льготы попадает уже обессоленная, обезвоженная, стабилизированная нефть, прошедшая через установку подготовки нефти (УПН). Как правило, на УПН обрабатывается нефть сразу нескольких месторождений, что исключает возможность использования налоговых льгот. Нефтяные компании, среди которых "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Татнефть" и "Сургутнефтегаз", участвовали в подготовке обращения в правительство, в котором указывалась необходимость пересмотра правил учета льготируемой нефти. Сейчас правительство рассматривает целесообразность введения учета брутто-нефти для расчета льготного НДПИ.

Как заявил вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий в правительстве вопросы топливно-энергетического комплекса, дополнительные доходы, которые появятся у нефтяных компаний от налоговых послаблений, должны быть направлены только на поддержание уровня добычи.

Нефтяники считают, что действия, предлагаемые правительством, достаточны лишь для стабилизации уровня добычи, для обеспечения ее прироста необходимы дополнительные меры. Так, например, "Татнефть" неоднократно отмечала необходимость введения налоговых "каникул" по НДПИ для разработки мелких месторождений вне зависимости от их расположения. Дело в том, что инвестиции в геологоразведку и бурение мелких месторождений сопоставимы с затратами на освоение крупных проектов, тогда как отдача - значительно меньше.

Вероятнее всего, следующим шагом правительства станут обкатка вводимых налоговых льгот и разработка мер, стимулирующих развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей.