13.11.2008 02:58
Поделиться

Эдуард Кокойты поблагодарил журналистов "РГ" за объективный взгляд на события в республике

На открытие фотовыставки "Цхинвал: жизнь после войны" репортеров выездного корпункта "РГ" пришли более 300 краснодарцев.

В числе ее организаторов - Краснодарское представительство "Российской газеты", краевой департамент по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и краевой департамент культуры. А среди гостей вернисажа - руководители правоохранительных структур, представители общественных организаций, студенты краснодарских вузов, курсанты военных училищ. Многие пришли с букетами осенних цветов и поздравлениями журналистам газеты: открытие выставки приурочено к 18-летию "РГ".

Как мы уже рассказывали, в течение трех недель на полосах нашей газеты выходил специальный выпуск "Владикавказ - Цхинвал", который распространялся в Южной и Северной Осетии. Экспозицию выставки составили 100 работ репортеров этого корпункта. В Цхинвале и окрестных селах в это время не было света, люди не могли смотреть телевизор, и наша газета в те тревожные дни в буквальном смысле прорвала информационную блокаду в маленькой республике.

Это отметил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты в письме, направленном в адрес организаторов выставки. "Августовские события в Южной Осетии стали испытанием не только для населения нашей республики, но и для всего многонационального российского государства, - говорится в нем. - Молниеносная, грамотно проведенная операция по принуждению агрессора к миру стала свидетельством возрождения могущества России, способной защитить свои стратегические интересы, надежно оградить честь и достоинство граждан. Мы признательны журналистам "Российской газеты" за объективное освещение событий и убеждены, что открывшаяся в Краснодаре фотовыставка поможет ее посетителям лучше понять, что происходило в те дни на Кавказе".

Вспоминается, как с почтовой машиной журналисты перевезли через границу первые номера нашего спецвыпуска "Владикавказ - Цхинвал". В селении Джава целая толпа собралась, газеты буквально выхватывали из рук, говорили, что они нужны сейчас не меньше, чем хлеб и вода. Так было и в других селах. В Цхинвал добрались не скоро, но и здесь народ с центральной площади не расходился в ожидании свежей информации. Уставшие, измученные, но светящиеся надеждой лица запечатлела камера фотообъектива. На снимках - остановившиеся мгновения тех августовских дней: дворы, усеянные осколками снарядов "Града", сложившиеся гармошкой дома, полевые кухни и много техники - военной и строительной.

Цхинвал, как и Краснодар, местные жители называют "маленьким Парижем". Кто знал его раньше, говорят: это был чудный город. Мы увидели его в руинах.

- То, что сделали с этим городом и его жителями, иначе чем геноцидом назвать нельзя, - говорит бывший военный Сергей Еремин, прошедший многие "горячие точки". - Ведь систему "Град" используют для уничтожения всего живого. По лицам героев ваших репортажей видно, сколько горя им пришлось перенести.

- Эти снимки были сделаны в номер, - поясняет редактор Краснодарского представительства "РГ" Александр Ершов, один из руководителей выездного корпункта газеты. - Но когда вернулись домой и стали пересматривать свой архив, захотелось остановиться на каких-то деталях. Вот так родилась идея выставки. Ведь мы стали очевидцами одного из ключевых событий уходящего года. Это сейчас западные СМИ стали более или менее честно писать о том, что произошло в Южной Осетии, а ведь тогда они обрушились на Россию всей своей мощью. Началась самая настоящая информационная война, а наш корпункт волею судьбы оказался на передовой.

В составе выездного корпункта "РГ" работали 15 журналистов из московской редакции и региональных представительств газеты - краснодарского, ростовского-на-Дону, волгоградского и ставропольского. Для выставки отобраны работы Владимира Аносова, Андрея Мирейко, Виктора Погонцева, Владимира Иванова, Тимофея Борисова. Репортажные снимки рассказывают, что пережили люди за три страшных дня войны и как в Южной Осетии налаживается мирная жизнь.

- Тема трагическая, а общий настрой выставки позитивный. И это правильно, - говорит руководитель краевого управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Глущенко. - Мы прибыли в Южную Осетию вслед за военными. Страшная картина предстала взору. Сотни людей опросили, собрали массу доказательств, подтверждающих факт геноцида. В Цхинвал въезжали вместе с российскими танками, а когда возвращались обратно, навстречу двигался нескончаемый поток машин с гуманитарным грузом и строительная техника. Это была трудная и очень ответственная командировка. Со мной были в основном молодые следователи, для которых она стала настоящим боевым крещением. Посоветую им обязательно посмотреть ваши работы.

Вместе с гостями выставки журналисты "РГ" идут по залу. Мы останавливаемся у снимков и вспоминаем встречи со своими героями. Вот офицер миротворческого батальона, краснодарец Саша Бугрий. После тяжелого ранения своего командира он принял на себя руководство батальоном. Рассказывал, что, по крайней мере, дважды мог погибнуть, но один раз от верной пули спас сержант, а второй раз - судьба: снаряд ударил в то место, где он стоял всего пару секунд назад.

Вот Рита Бестаева из села Хетагурово, что в пригороде Цхинвала. Три недели она ничего не знала о судьбе мужа, взятого в плен грузинскими вояками. Вскоре после нашей публикации ее Олега вернули домой. В Центральной республиканской больнице мы встретились с главным врачом Нодаром Кокоевым. Потрясающий кадр сделан в его кабинете: стену с покосившимся подоконником подпирает осколок от снаряда - по больнице, в подвале которой укрылись раненые ополченцы, прямой наводкой стреляли целых три дня.

Беда южно­осетинского народа всколыхнула всю Кубань. "Время залечивает раны, но из памяти не вычеркнешь пережитое, - говорит первый заместитель руководителя краевого департамента культуры Вадим Козлов. - И пусть объективный сюжет, представленный на выставке, расскажет о войне тем, кто ее не видел".

Августовские события никого из кубанцев не оставили равнодушными. Свыше тысячи беженцев нашли здесь приют, в Цхинвал отправилось несколько колонн с гуманитарной помощью, а 20 сентября, когда здесь отмечали День республики, Кубанский казачий хор дал праздничный концерт. Как и выступление симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева, он состоялся на ступеньках разрушенного здания парламента и прошел с таким же триумфом. "Когда мы запели "Любо, братцы, любо", вся площадь подхватила, - говорит художественный руководитель хора, народный артист России Виктор Захарченко. - Так что казаки и осетины друг другу близки по духу".

Кстати, на концерте Гергиева в Цхинвале мы встретились с краснодарским кинодокументалистом Валерием Тимощенко. У него есть пронзительный фильм "Два комбата" - о чеченских событиях, и вот теперь новый сюжет - Южная Осетия. "Сейчас идет осмысление всего увиденного и услышанного, - говорит Тимощенко. - Мы встретились с очевидцами, сняли потрясающую хронику. Местный священник отец Иаков рассказывал, как крестил людей под огнем. На Кавказе три православных народа - грузины, осетины и русские. Как же получилось, что они стали проливать кровь друг друга? Тем самым, считает отец Иаков, они ослабляют не только себя, но и православие".

Условное название будущего фильма "Аланский дневник. Голоса". Специально для нашей фотовыставки Валерий смонтировал документальную хронику и показал на открытии.

Уже восьмого августа был создан общественный комитет Краснодарского края по оказанию помощи Южной Осетии, который возглавил Александр Соловьев. На фотовыставку он пришел вместе с большой группой молодежи. По словам Соловьева, комитет продолжает действовать: налажены контакты с учебными заведениями Цхинвала, продолжается сбор гуманитарной помощи для здешнего университета и школ. Кстати, в вузах края теперь тоже учатся ребята из Южной Осетии. Роксана Котаева, Оля Губиева и Ацамах Сланов - студенты Краснодарского университета культуры и искусств. Все трое пережили войну. "У вас честные фотографии, - сказала Роксана. - Но на самом деле все было гораздо страшнее". И мы подумали, что для каждого из ее сверстников остановленные объективом репортерской камеры мгновения - часть личной трагедии и надежды...