На Среднем Урале прокуратура озаботилась проблемой транспортной безопасности, в суды подан ряд исков.
В Верхней Пышме прокурор требует обеспечить безопасность пешеходов, а в Екатеринбурге - пассажиров метро.
- В прошлом году рядом со школой автомобиль сбил нашего ученика - движение здесь оживленное, - рассказывает завуч верхнепышминской школы-интерната для слабовидящих Галина Куксенко. - На полоски, нарисованные на асфальте, никто не смотрит, и перейти дорогу для детей - большая проблема. Мы переводим их организованно, с воспитателем, флажками…
Пешеходный переход рядом со школой для детей с ограниченными возможностями, как и все остальные в Верхней Пышме, обозначен только стершейся разметкой на асфальте, которую не разглядеть и с хорошим зрением. Поэтому пешеходам, пересекающим дорогу в этом городе, остается надеяться только на собственную сноровку: с начала года машины сбили здесь трех человек.
- На территории городского округа значительно увеличилась гибель людей в результате ДТП. Прокуратура обратилась в суд с требованием оборудовать пешеходные переходы искусственными неровностями и светофорами. Администрация должна обеспечить безопасность дорожного движения! - сообщила Юлия Мильченко, старший помощник прокурора Верхней Пышмы.
Исковые требования включают и установку светофора со звуковым сигналом на дорожный переход для слабовидящих школьников. В областном ГИБДД признались, что защищающий пешеходов иск в регионе, к сожалению, первый, но проблема наболевшая, о чем говорит удручающая статистика.
Впрочем, пышминские чиновники (вероятно, не принадлежащие к племени пешеходов) тревоги по поводу иска не проявляют, к проблеме относятся с прохладцей и считают, что решать ее надо… посредством воспитания водителей.
- Народ страдает от собственных действий, потому что водители не соблюдают правила дорожного движения, - таков комментарий начальника юридического отдела администрации Ильи Кузнецова.
Удовлетворение иска прокурора Верхней Пышмы проблем не представляет: от горадминистрации потребуется лишь исполнение рутинных служебных обязанностей - организация элементарных дорожных работ. Зато, если суд поддержит прокурорский иск к руководству Екатеринбургского метрополитена, тому придется стать флагманом метростроения - "впереди планеты всей".
Прокурор Свердловской области направил в суд заявление с требованием обязать руководство метро сделать станции безопасными. Кстати сказать, с такими же исками обратились прокуроры Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской и Самарской областей после проверки, проведенной по заданию Генпрокуратуры РФ. Прокуроры потребовали от руководителей метрополитенов установить на станциях перегородки, отделяющие край платформы от подвижного состава.
- Необходимость обезопасить граждан назрела. В Екатеринбургском метро в этом году погиб один самоубийца, в прошлом - произошли два несчастных смертельных случая, когда на пути упали пьяный и девушка, потерявшая сознание, - пояснила старший помощник прокурора области Римма Бобина.
- Конструкция барьеров нашим законодательством не предусмотрена, но в мировой практике такие примеры есть, например в Лондонской подземке, - говорит начальник отдела облпрокуратуры Николай Прищепа, подразумевая, что Екатеринбургское метро должно "равняться на лучших".
А вот руководство метрополитена называет прокурорские требования "фантастическими" - прежде всего из-за высокой стоимости работ. Прозрачные стены, отгораживающие пути от платформ, недавно построены всего лишь на одной из 300 станций Лондонской подземки, а в Вене - на одной из 90.
В нашей стране система "горизонтального лифта" используется только в метро Санкт-Петербурга, где из 60 станций - десять "закрытого типа", спасающего от наводнений. Недостатков у них гораздо больше, чем достоинств: прежде всего дороговизна и сложность эксплуатации, резкое снижение пропускной способности и необходимость особой конструкции вагонов.