В вузах год от года сокращается количество бюджетных мест, однако все больше россиян готовы вкладывать собственные средства в образование. Хотя порой эти расходы непосильны и не скоро окупаются.
Родительское самопожертвование
- Каждый учебный год начинается с того, что сотрудники деканата зачитывают списки тех, кто не внес деньги за обучение, и просят должников покинуть аудиторию. В результате за дверью оказывается до половины студентов, - откровенничает студент классического университета.
Подобную картину можно наблюдать и в других вузах Екатеринбурга. В конце концов большинство родителей все же вносят необходимую сумму, но часть студентов бывает вынуждена прервать обучение на полпути к диплому - либо из-за изменившихся финансовых условий, либо потому, что в семье изначально не рассчитали, насколько тяжелым будет бремя затрат.
По данным Фонда общественного мнения, 63 процента опрошенных ответили, что хотели бы дать своему ребенку высшее образование. 40 процентов готовы нести существенные траты ради получения детьми дипломов, даже если им придется во всем себя ограничивать. Такое родительское самопожертвование - результат планомерного сокращения количества бюджетных мест.
По данным управления статистики Свердловской области, прием в государственные и муниципальные вузы на отделения с полным возмещением затрат только за последний год увеличился на три тысячи человек, а на бюджетной основе, напротив, сократился на 600. Это сравнимо с "исчезновением" полноценного факультета среднего вуза.
Сегодня "на бюджете" учится меньше трети студенчества Среднего Урала. Цена высшего образования в Екатеринбурге варьируется от 20 тысяч рублей за год в негосударственном вузе до ста и более тысяч на самых престижных факультетах госуниверситетов.
Если сравнивать с ценой диплома на Западе, где год обучения обходится от 7 до 30 тысяч долларов, то наши цифры невелики. Но при средней зарплате 17660 рублей вожделенные "корочки" для большинства свердловчан - почти роскошь.
По данным статистики, удельный вес работников, получающих зарплату ниже среднего уровня, - 63,4 процента. При этом доходы десяти процентов самых богатых почти в четырнадцать раз превышают зарплату десяти процентов самых бедных. Выходит, платить за высшее образование любимых чад могут себе позволить лишь самые состоятельные либо просто самоотверженные. Особенно это касается жителей отдаленных городов, где доходы значительно ниже, чем в областном центре.
Вот лишь один пример. Не менее 30 тысяч рублей в месяц выкладывают родители студента из Туринска, чтобы он мог учиться в УГТУ-УПИ на "модной" специальности "Инновационные технологии". В эту сумму входит оплата самого обучения (7000 рублей), плата за аренду квартиры (12 тысяч) плюс расходы на питание, одежду, связь и прочее. Чтобы ежемесячно выкраивать такую сумму, родители, работающие на одном из местных предприятий связи, живут практически натуральным хозяйством - тем, что выращивают на собственном огороде. Результаты исследований Высшей школы экономики подтверждают: в среднем российские семьи тратят на образование более трети семейного бюджета.
Рынок гарантий не дает
Между тем специалисты считают, что стоимость высшего образования не может быть иной - она сформирована рынком.
- Это та цена, которую готов платить потребитель, - отмечает доктор экономических наук, проректор Уральского экономического университета Максим Марамыгин. - При этом абсолютно ясно, что стоимость диплома не может быть одинаковой в частном вузе, образованном пару лет назад, и в государственном, на добрый бренд которого работало не одно поколение преподавателей и студентов.
По мнению Максима Марамыгина, вопрос цены - это в какой-то степени и вопрос "качества" поступающих в вуз абитуриентов. Так, если обучение на специальности "Финансы и кредит" в экономическом университете стоит порядка 80 тысяч рублей в год, то в УрГУ на аналогичном отделении нужно будет заплатить около 100 тысяч. Ну а в МГУ обучение обойдется не менее чем в 250 тысяч. Преподаватели небольшого частного вуза возьмутся обучать экономистов и за десятую часть московской цены, но при этом и уровень образования будет несравненно ниже. Государственным вузам держать ценовую планку не просто выгодно: в случае ее снижения они просто "утонули" бы в потоке абитуриентов.
Однако говорить о том, что сложившаяся система позволяет вузам отбирать действительно лучших, не приходится.
- Возможно, ректоры не решатся признаться публично, но по большому счету отличники в немалой степени обучаются за счет двоечников - иными словами, за счет перераспределения средств, полученных от студентов-платников, - констатирует Максим Марамыгин.
По сути, вузы готовы брать всех, кто платит. Но, как считают преподаватели высшей школы, по-настоящему качественным образование будет только тогда, когда учебные заведения смогут избавиться от такой зависимости.
По подсчетам экономистов, затраты на подготовку студента гуманитарной специальности - не меньше 50 тысяч рублей в год. Обучение техническим, медицинским профессиям, для которого требуется лабораторная база, значительно выше. А затраты на полноценную подготовку физика-ядерщика могут и вовсе исчисляться миллионами.
Расходы на обучение в среднем окупаются за семь лет. Но если учащиеся финансовых факультетов, как правило, начинают работать по специальности уже на третьем-четвертом курсе, то врач или учитель сможет окупить затраты на высшее образование лет через десять, не раньше.
Кризисы косят ряды
Вне сомнения, на энтузиазм родителей студентов повлияет мировой финансовый кризис. К тому же есть и такие, кто брал кредиты на обучение.
- За счет займов учатся пока единицы, - говорит Максим Марамыгин. - Но кризис неизбежно ударит по малому и среднему бизнесу. Предприниматели либо их дети составляют основную массу студентов-платников. Конечно, выкладывать суммы за обучение им будет теперь сложнее.
Но снижения цен на рынке образования ожидать не стоит. Как отмечают специалисты, вузы будут искать другие "приманки" для абитуриентов. Например, введут помесячную оплату, разработают систему индивидуальных преференций и так далее. Если учесть, что помимо финансовых катаклизмов на количестве абитуриентов уже сказывается демографический кризис 1990-х годов, то борьба за студента развернется нешуточная.
Андрей Шеломенцев, заместитель директора по науке Института экономики УрО РАН:
- Насколько обоснованна цена высшего образования в нашей стране? Ответ зависит от осознания властью и обществом его истинной ценности. Задача вузов - готовить интеллектуальную элиту. Справляется ли с этим отечественная высшая школа? На мой взгляд, не всегда. Зачастую вузы готовят специалистов, не соответствующих требованиям времени. Многие обучают тем специальностям, в которые можно мало вкладывать и получать дивиденды. При этом средства от платного образования вузы далеко не всегда направляют на развитие.
Кстати
По данным областного управления статистики, в Свердловской области 20 государственных вузов и 34 филиала. В них обучаются 180,5 тысячи студентов. Сеть негосударственных вузов состоит из 11 самостоятельных и 7 филиалов. Численность обучающихся - 33,9 тысячи.