Накануне саммита Россия - ЕС во французской Ницце президент Дмитрий Медведев дал интервью изданию Le Figaro, в котором разъяснил западному читателю позицию России относительно основных вызовов, стоящих сегодня перед миром и нашей страной.
Конечно же, самое свежее впечатление у заграницы о Дмитрии Медведеве - это его дебютное Послание Федеральному Собранию, которое взбудоражило Запад. В нем, как известно, российский лидер пообещал развернуть в Калининграде "Искандеры", если в Восточной Европе все-таки появится американская система противоракетной обороны. "Я не мог не отреагировать на ряд серьезных внешнеполитических событий и тех угроз, которые стоят перед нашей страной, - пояснил Медведев. - Одна из них - это решение, которое приняла действующая администрация Соединенных Штатов Америки о размещении противоракетных систем в Европе, причем без согласия консолидированной Европы и даже без предварительного согласия Североатлантического блока, а на основе двусторонних отношений с рядом стран". Но Москва еще не сказала окончательного "да". Если новая администрация США проанализирует последствия своих действий, то Россия может и отказаться от размещения ракет в Калининграде. "Первая реакция, которая поступила из Соединенных Штатов Америки со стороны новой администрации, обнадеживает, - подчеркнул Медведев. - Во всяком случае наши будущие партнеры думают над тем, полезно это или нет, эффективно или не эффективно. Стало быть, есть о чем говорить".
Сегодня же Дмитрию Медведеву предстоят переговоры с руководством Евросоюза, с которым тоже найдется о чем подискутировать. Например, о начале переговоров по новому базовому соглашению о сотрудничестве между Россией и ЕС.
- Мы должны иметь серьезный и полноценный фундамент, на котором будут основываться эти отношения, - заявил российский лидер. - Такой фундамент - это именно договор. Поэтому мы приветствуем решение о том, чтобы возобновить все переговоры по этому поводу. А на следующий день президенту России предстоит участие в саммите "группы 20", где речь пойдет уже о мировом финансовом кризисе. Москва подготовила к этой встрече ряд предложений, которые были переданы многим партнерам в Европе. По их реакции Дмитрий Медведев пришел к выводу, что на многие вещи ряд стран смотрят одинаково.
- Что касается будущего системы финансовой архитектуры, она должна быть гораздо более прозрачной, более предсказуемой и гораздо лучше управляемой, - считает российский лидер. - Она должна базироваться на прочном фундаменте международных соглашений, она должна создать новую или частично отреформированную систему международных институтов, включая так называемые институты кредиторов верхнего уровня. Она должна создать новую систему корпоративной отчетности, систему страхования рисков, создать более понятную и прозрачную систему бухгалтерского учета и отчетности. И главное, подчеркнул президент, все эти вещи надо обсуждать именно сейчас, и новая система должна восприниматься всеми и работать на все страны.
Финансовый кризис не обошел стороной и Россию, затронув при этом так, что государство было вынуждено потратить немало средств на поддержку отечественной экономики и курса национальной валюты. При этом из страны продолжает уходить капитал. "Да, отток капитала довольно значительный, но это не может быть причиной национализации банков, - согласился Медведев. - Вопрос тут не в этом. Мы должны сохранить опорные, важнейшие банки, которые обеспечивают коммуникации, которые обеспечивают денежную циркуляцию в масштабах страны". А вторая задача - защита вкладов граждан. И все они сегодня практически гарантированы государством, отметил глава государства. Но правительство будет следить за дальнейшим развитием ситуации, и там возможны любые действия, включая санационные меры вплоть до перехода пакета акций в собственность государства. Правда, Медведев сразу же предпочел оговориться - это будет исключительно временная мера. Вместе с тем главного редактора Le Figaro в президентском Послании впечатлила не только международная часть. Как только Дмитрий Медведев предложил увеличить президентский срок до 6 лет, на Западе сразу же заговорили о его досрочной отставке и возвращении Владимира Путина. "Но я же работаю! - парировал вопрос Медведев. - Что вы меня подталкиваете к каким-то решениям? Я могу вам сказать определенно только одно, что этими новыми сроками сможет воспользоваться только тот кандидат в президенты, который будет баллотироваться на эту должность после вступления в силу соответствующих поправок".
- И последний, личный вопрос, - обратился под конец главный редактор французского издания. - Несмотря на то что перед вами стоят очень серьезные вызовы и проблемы, испытываете ли вы удовлетворение от того, что вам приходится выполнять функции президента?
- Это очень интересная работа, но она и очень ответственная, - поделился своими чувствами глава государства. - И это не фигура речи - это на самом деле необходимость 24 часа в сутки быть включенным в решение самых разных проблем.