14.11.2008 00:00
    Поделиться

    Полеты всех самолетов над Россией можно будет проследить на одном экране

    Через пару лет все самолеты будут летать "по навигатору"

    Полеты всех самолетов над огромной территорией России можно будет проследить на одном большом экране. И первый шаг к этому уже сделан - в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением введена новая резервная система "Альфа".

    Теперь предстоит построить новые центры в Санкт-Петербурге, Калининграде, Якутске и модернизировать их в других городах России, пояснил корреспонденту "РГ" руководитель Росаэронавигации Александр Нерадько.

    На бортах, где установлено современное оборудование, благодаря новой резервной системе появилась возможность не только вести самолет в воздухе по компьютеру, но и видеть на экране всю "дорожную обстановку". Что очень важно, поскольку позволяет избежать столкновений, когда пересекаются линии полета.

    Что касается аэронавигаторов, то пока с помощью "Альфы" они будут только наблюдать за полетами, а не планировать их. Но вся информация, и речевая, и видео- радиолокационная, документируется. Данные хранятся на мощных серверах в течение 15 суток после полета для того, чтобы можно было провести ее оценку в случае необходимости или использовать на тренажерах для обучения диспетчеров. Допущенные ошибки можно разобрать, более того, создать трехмерное изображение воздушной обстановки.

    Но скоро аэронавигаторы начнут планировать и полеты судов, рассчитывать их, увязывая с погодными условиями и техническими характеристиками самолетов. Ориентировочная стоимость второго этапа модернизации составляет 600 миллионов рублей. Завершить все инновационные преобразования московского центра планируют к 2012 году.

    По словам Александра Нерадько, первый этап модернизации произведен отечественными предприятиями и только на средства, полученные от аэронавигационных сборов. Он сожалел, что не все компании их платят исправно, хотя аэронавигационные сборы в России примерно в три раза ниже, чем в Европе. Только бесплатное обслуживание самолетов альянса "ЭйрЮнион" обошлось Росаэронавигации в 250 миллионов рублей. На эти средства можно было бы создать еще одну "Альфу", которая обошлась в 260 миллионов рублей. Сейчас Рос аэронавигация предоставила экономические выкладки и данные о себестоимости небесного обслуживания. И в ведомстве надеются, что в Федеральной службе по тарифам все-таки внимательно их рассмотрят. Ведь за этим стоит безопасность полетов.

    Сегодня воздушный гражданский флот России - это 2,5 тысячи самолетов в активной эксплуатации, из них только 8-10 процентов современные. Только около 5-6 процентов от общего числа самолетов в стране имеют на борту передатчики ГЛОНАСС GPRS. Для большого числа маленьких авиакомпаний переоснащение самолетов - дорогое удовольствие. Но делать это придется, правда, не в один год. Сейчас в Росаэронавигации думают, как сориентировать авиакомпании по срокам. "Это нормальная практика, когда за несколько лет компании готовятся к внедрению новых требований", - пояснил Александр Нерадько.

    Планы

    Федеральная антимонопольная служба предостерегает, что в случае покупки "Аэрофлотом" госпакета (25,5 процента акций) авиакомпании "Сибирь" возникнет ограничение конкуренции.

    Сообщение о своих опасениях ФАС обнародовала вчера после того, как министерство транспорта поддержало инициативу "Аэро флота" о покупке акций "Сибири". "Сибирь" является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков, заявил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. И если "Аэрофлот" будет владеть блокирующим пакетом, пояснил глава ФАС, то конкуренция будет ограничена, потому что во многих случаях эти компании как раз конкурируют на внутренних и на внешних рейсах.

    "Аэрофлот" рассчитывает на последующее наращивание доли в "Сибири" для консолидации бизнеса внутрироссийских перевозок. Минтранс поддержал эту инициативу, но оговорился, что при рассмотрении вопроса о продаже госпакета авиакомпании обязательно учитывается мнение минэкономразвития и ФАС. Росимущество уже неоднократно объявляло аукционы по продаже госпакета "Сибири", но желающих тогда купить этот актив не нашлось.

    Как отмечают эксперты, финансовое состояние "Сибири" не из лучших, и поэтому поддержка более сильного коллеги сейчас очень своевременна. У крупных компаний больше шансов остаться на плаву. А замещение рейсов одной авиакомпании на другую может произойти и без покупки акций, просто по итогам утверждения нового расписания полетов Росавиацией.

    Пока же вопрос об активах "Сибири" не решен.

    Поделиться